Почему в болгарии вешают таблички с умершими на двери


Скорбные листы Болгарии

В Болгарии лица мертвых смотрят на вас со стволов деревьев, стен, столбов и, конечно же, с ворот их домов, где они когда-то жили.

Они напечатаны на листах формата А4, положены в файлики и прикреплены так, чтобы висели как можно дольше. Обычно там указано имя умершего, время его смерти или указание на то, какой период времени прошел с того скорбного дня. Под фотографией обычно публикуется четверостишие, выражающее отношение оставшихся родственников к умершему, или то, каким человеком был тот, о ком скорбят.

На днях к столбу возле нашего магазина за углом мужчина и женщина в черном прикрепляли такой лист. Мужчина, хоть и был в сланцах, был одет в черные шорты и белую тенниску. Женщина — в черном с ног до головы. Кто-то опять умер.Об этих листах заботятся наравне с заказом гроба, места на кладбище, организацией поминального стола. Они являются очень важной частью похорон.

Нигде, кроме Болгарии, я больше не видела таких скорбных листов, развешанных повсюду. Хотя, говорят, что они — особенность балканских стран. Их заказывают ко дню похорон, к 40 дням, полугоду и далее — к каждой годовщине смерти. В идеале - до 40 лет. До тех пор, пока есть кому помнить о смерти любимой бабушки, прабабушки, пра-пра... и так далее бабушки.По скорбным листам можно проследить судьбу семьи.

Недалеко от нас стоит дом. По нему видно, что был он раньше справным, даже богатым. Очень хороший гараж, двор, розы. Дом обнесен «остеклением» - еще не пластиковым, но металлическим. Не каждый дом такое имеет и сегодня.Над гаражом висит объявление на трех языках: болгарском, русском и английском — о том, что дом продается. Жить в нем некому. Иногда только, наверное, в дни поминок, открываются ворота этого дома, и на асфальте перед домом появляются тощие старухи в черном. На головах у них платочки, спины согбенные, в руках палки и костыли. Они сидят перед воротами пустого дома, как галки. А потом исчезают. Снова, до какого-то определенного дня.Судя по скорбным листам, это семья с очень распространенной в нашей деревне фамилией. Около 25 лет назад умер один представитель семьи, через полгода — другой, через 7 лет — третий. Все они — мужчины. Судя по именам — сыновья одного и того же человека, который умер первым.Семьи не стало. Скорее всего, если судить по реалиям нашей деревни, невестки у них были из других краев, а дети разъехались по заграницам. Дом опустел. Только иногда какой-то мужчина приходит, косит траву во дворе и вокруг дома, обрезает розы. В «остеклении» уже зияют дыры, но ремонт его в обязанности мужчины, по всей видимости, не входит.

Другой дом находится тоже неподалеку. Дом огромный, настоящий двухэтажный. С балконом, который был заложен еще при постройке дома. Балкон выходит на улицу, как в городских домах. На окнах первого этажа с уличной стороны еще в позапрошлом году стояли горшки с цветами. Дом был щеголеватым, кокетливым немного. Но с прошлого года окна второго этажа уже не моются, изнутри замазаны белой замазкой — чтобы в комнатах ничего не выцветало. Значит, туда уже не поднимается нога живущих. Вся жизнь сосредоточена, судя по окнам, в ближних комнатах первого этажа. Дальние комнаты тоже уже имеют нежилой вид. На входных воротах скорбный лист «Мъка о Габи» и фотография молодой красивой девушки. Она улыбается улыбкой, отошедшей в вечность. Над скорбным листом — большой черный бант, за который заткнут цветочек. Хоть как выражай свою скорбь, а нет уже кровиночки на этом свете. И дом без нее сдает позиции одну за другой.Те, кому довелось хоронить близких на земле Болгарии, отмечают, что соседи по селу принимают живейшее участие в похоронах. Приходят с цветами сразу же, узнав о том, что дом иностранца посетила смерть. Находятся женщины, которые сами вызываются обмыть умершего, находятся мужчины, которые берут на себя заботы о гробе, о могиле. Самое главное, по отзывам людей, переживших похороны близких в Болгарии, это то, что болгары считают важным не оставлять человека, понесшего утрату, одного. Они даже договариваются между собой, кто с какого времени будет находиться в этом доме.

Ну что тут скажешь? Хоронить Болгария умеет.

Поделится в соц.сетях: Избранное Приглашение Отчет

Баирма

GMT+3, 27.10.2019 16:03 , Processed in 0.701662 second(s), 29 queries , Gzip On.

Вернуться к началу

Болгария. Банско.

?

Category: Банско — небольшой городок на юге Болгарии, с населением меньше десяти тысяч человек. В год Банско принимает, думаю, в несколько раз больше гостей, чем в нём жителей. Этот горнолыжный курорт очень раскручен в России. Процентов восемьдесят отдыхающих — русские. Естетственно весь персонал русскоговорящий. Уже к концу первого дня я перестал даже пытаться говорить с кем-либо на английском. Кроме нас туда едят греки (потому что близко) и англичане (в свое время у них было популярно покупать там недвижимость).

2. Вынесенные на длинных штангах светофоры над перекрестком как в Америке. Банско известен как место, где можно не только покататься, но и зажечь после катания.

3. Фотографий со склонов не будет совсем, потому что я ездил на доске и, в отличие от горнолыжной Италии, побоялся брать камеру на гору. Фото с нашего балкона. Весь снег, что лежит на ёлках выпал за ночь. Не надо говорить какое классное в этот день было катание, да? :-) С погодой повезло. Она была разная, был и снег и снежок и полеты по жесткой трассе при видимости «миллион на миллион». Однажды мы даже попали в плотнейший туманище, когда не видишь дальше носа доски доски и самое разумное остановиться и стоять где стоял.

4. Солнечное утро следующего дня. В гостинице познакомился с пожилой парой из Москвы перебравшейся в Болгарию на ПМЖ.

5. Карточка ни о чем, но это единственное фото, на котором есть написанное слово «Банско».

6. Горнолыжный Банско.

7. Туристическая пешеходная улица в центре. Так получалось, что в ясную погоду мы больше катались, больше уставали и вечером уже никуда не ходили. Поэтому все фотографии с прогулок по городу сделаны в пасмурную погоду.

8. А вот это уже не туристический Банско. Я всегда старюсь свернуть с популярных улиц на неприметные боковые переулки.

9. Здание предположительно конца XVIII-го века. На двери поминальный листочек, как я это назвал.

10. В Банско (а может и во всей Болгарии) есть странная традиция вешать на дома поминальные таблички, причем регулярно, т.е. такую табличку о смерти человека могут повесить и через и через два и через пять. Причем, вешая новую, старую не снимают. Если дом брошен, то такие таблички о ранее умерших в нем копятся и копятся. Улицы оставляют мрачноватое кладбищенское ощущение. Зачем это надо, ради каких религиозных норм, я так и не понял.

11. Возвращаемся на соседнюю живую туристическую улицу. Вечереет.

12. Уличная кафешка на улице Пирин — центральной пешеходной улице Банско.

13. В каждом городе есть дом-корабль-утюг.

14. Ледена Пързалка. Ледовый каток.

15. Все та же улица Пирин. Её автомобильная часть.

16. Выкат трассы и нижняя станция канатной дороги. Наша гостиница была расположена сравнительно далеко от центра города, но зато почти на горнолыжной трассе, т.е. с утра мы одевали доски и катились вниз к подъемнику. Вечером не спускаясь до низу отворачивали сразу домой.

17. Реликтовый лес национального парка «Пирин».

18. Ручеек около дома.

19. Европейская зима.

20. Queen's pub уже попадал в кадр в записи про машинки.

21. Снова на центральной улице Банско — Пирин. Дальше будет несколько записей про Софию.

Tags: Банско, Болгария, город, горы, фото

Почему Болгария стала кладбищем православного братства

Я ненавижу похороны, но каждый раз, приезжая в Болгарию, попадаю на очередные «поминки».

Четырнадцать лет назад Болгария прощалась с атомной станцией «Козлодуй», построенной советскими атомщиками. По настоянию Евросоюза четыре рабочих и вполне безопасных реактора закрыли (оставшиеся два закроют до 2020 года), чтобы окончательно порвать с «позорным» советским прошлым. Профессионалы мрачно предрекали Болгарии потерю энергетической независимости и не ошиблись. Но новая элита, вернувшаяся из грантовых американских и европейских университетов, ликовала: это демократия! В мире сколько угодно атомщиков. Взять хоть Японию с ее прекрасной станцией «Фукусима». Да кто угодно может построить реакторы практически бесплатно из любви к демократии. Лишь бы не русские. Главное, что теперь Болгария на равных правах войдет в дружную семью европейских народов и немедленно разбогатеет. О России тогда говорили, как о больном, когда-то богатом, но разорившемся дедушке, которому семья обязана всем. Но лучше списать этот нравственный долг и войти в новое будущее налегке, с ясными глазами.

Дарья Асламова у памятника русскому царю Александру II в Софии, войска которого освободили Болгарию от турецкого ига. Увы, теперь многие братушки об этом забыли. Фото: Личный архив

Вторые «поминки» тоже прошли без проблем. Был закрыт русский проект нефтепровода «Бургас- Александрополис». Несколько демонстраций экологов, и все закончилось.

Третьего «покойника» - новую атомную станцию «Белене» - хоронили с большим скандалом. Много речей, слез, ракии, сожалений и добрых слов о «безвременно ушедшем». «Похороны» оказались крайне дорогостоящими. Болгария заплатила полтора миллиарда левов (750 миллионов евро) за подготовку площадки для строительства станции. Плюс Россия подала в международный арбитражный суд на Болгарию за отказ от строительства. Причина отказа? Сердитый звонок из Вашингтона. В Болгарии не чужеземных послов вызывают «на ковер», а, обычно, премьер-министры бегают советоваться в американское посольство, куда их вызывают «по звонку».

Четвертые «похороны» (заморозка «Южного потока») вызвали у меня не чувство ярости (я знакома с историческим болгарским предательством), а усталость и презрение, - не только к продажной элите, но к безвольному народу, позволившему этой элите собою управлять, даже в ущерб себе. Болгария — это кладбище православного братства.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БОЛГАРИЯ: КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ.

Болгария — самая нищая и убогая страна Евросоюза. Из десяти миллионов населения после вступления в ЕС осталось семь (миллион умерло и два миллиона молодых, активных и образованных сбежали из страны). Демографический спад компенсируют цыгане, размножающиеся с феерической быстротой (именно им перепадает большинство социальных дотаций. Любая цыганка, нарожавшая пять-шесть детей, получает неплохое пособие как мать-одиночка. За этим строго следят из Брюсселя. При этом голодные болгарские матери никого не волнуют. Либеральная демократия интересуется только проблемами меньшинств, с помощью которых можно держать в узде большинство.)

Православная София — это две-три блестящих улицы с ресторанами и церквями. Завернешь за угол — Капотня девяностых годов (не в обиду нынешней Капотне). Серые, мрачные здания с разрушенными фасадами и выбитыми стеклами, слепые фонари, подозрительные смуглые люди в спортивных штанах и в ободранных куртках, седые женщины с пустыми глазами, идущие без ясно поставленной цели, инвалиды с палочками, нищие с кружками для милостыни, цыганские дети-попрошайки. Словом, страна третьего мира.

Есть и модные места. «Рестораны для колонизаторов». Так я называю национальные развеселые заведения по всей Восточной Европе, недоступные по ценам для местного населения. Там разгуливают свежие румяные девушки в платочках и вышиванках, бравые молодцы вытаскивают горячие караваи из печи и поют туземные песни для иностранных делегаций из «настоящей Европы», приехавших на очередной симпозиум по продвижению демократии или прав человека.

Местная элита в восточноевропейских странах составляет не более десяти процентов. Это модные, уверенные в себе люди, разъезжающие на «мерседесах» и «бентли». Кормятся за счет американских и европейских фондов НПО (неправительственных организаций). Четко выполняют свою задачу — объяснить местному населению, почему в страну вместе с демократией пришло катастрофическое обнищание. Ярые ненавистники России.

БОЛГАРСКАЯ ЭЛИТА: ИСТОРИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА.

«С чего это началось? С момента освобождения Болгарии от турецкого ига российскими войсками, когда у болгарского правящего класса возник комплекс: мы не сами освободились, а нас ОСВОБОДИЛИ, - размышляет журналист и издатель Светлана Шаренкова. - Русские выполнили великую православную миссию. Как говорил академик Лихачев: Болгария дала нам письменность и православие, а русские вернули ей свободу. Россия-освободительница считала совершенно естественным, что новая свободная Болгария войдет в сферу ее влияния, но наша комплексующая элита решила соблюдать баланс: поддерживать отношения и с Германией, и с Россией. Мы знаем, во что это вылилось: в обеих мировых войнах Болгария воевала против России. И сейчас в этой новой мировой холодной войне Болгария снова оказалась во вражеском лагере — лагере НАТО против России. Сейчас, войдя в Евросоюз, Болгария не более суверенная страна, чем во времена Варшавского договора. Но тогда метрополия заботилась о нас, и жизненный уровень был очень высоким. Нас настолько уважали, что здесь даже не было советской военной базы. Как можно не доверять братьям?! Наши руководители отстаивали свои идеи перед Москвой. А сейчас наши еще не знают, что решат в Брюсселе, но, на всякий случай, уже исполняют. Они предполагают, ЧТО может понравиться Брюсселю, и стараются угодить. Это ужасно обидно!»

Современная болгарская политическая элита — сборище подлецов. Именно Болгария предоставила воздушный коридор НАТО для бомбардировок Сербии, своей православной соседки. Болгария также настояла на том, чтобы военная база НАТО, нацеленная против России, удобно расположилась на ее территории. Ее нынешний президент Росен Плевнелиев назвал Россию «националистическим и агрессивным государством». Я не дипломат и не обязана соблюдать правила этикета. Этот человек, любящий делать селфи с генсеком НАТО, заслуживает пощечины от имени всех двухсот тысяч погибших русских солдат, благодаря которым Болгария живет, дышит, существует. Болгарам достаточно посмотреть на курдов, чтобы понять, какой была бы их судьба, если б не благородное вмешательство России. Технический министр обороны Болгарии Велизар Шаламанов недавно разработал оборонительную стратегию Болгарии, в которой главной опасностью была объявлена Россия! Все русские, погибшие под Плевной в 1877-1878 годах, должны перевернуться в гробах!

В Болгарии уже 20 лет модно винить во всех грехах СССР. Легенда болгарской журналистики Валерий Найденов, шесть лет проработавший корреспондентом в Москве, обожает разговоры о том, как русские предали Болгарию. (Забавно, что все наши споры проходят в одном стиле: я задаю вопросы на русском, Найденов принципиально отвечает на английском. Русский он якобы подзабыл.) Болгары смотрят на СССР как на великую богатую страну, внезапно кинувшую маленькую Болгарию. Когда я напоминаю о том, что Советский Союз проиграл в Первой Холодной войне (сейчас в разгаре Вторая Холодная) благодаря внутреннему предательству: страна лежала в руинах, четыре миллиона человек умерли от голода и болезней и еще несколько миллионов не родились, - болгарские интеллигенты только отмахиваются. «Мы сами варили мыло и ракию в котлах!» - кричат они мне. «У вас было, из чего варить! А мне бабушка посылала из Казахстана в Москву сливочное растаявшее масло, потому что РЕАЛЬНО нечего было жрать! - кричу я в ответ. - У вас хотя бы было подсобное хозяйство!»

Это не важно. Вы, русские, большие, а мы, болгары, маленькие. И точка. Как говорит один местный историк: «Все болгары — русофилы, когда сидят за богатым русским столом с икрой и водкой. Но стоит России ослабнуть, первой, кто воткнет ей нож в спину, будет Болгария».

И ВОТКНУЛИ НОЖ.

Ножей, в сущности, было много. (Все началось еще с «Голубого потока».) Но последний, самый болезненный нож, болгары воткнули в спину сами себе. Россия только устало поморщилась от неловкости «братушек». Надо же так промахнуться с «Южным потоком». Однако, все по порядку.

«Русские еще при СССР в 1986 году запустили трубу из Болгарии в Турцию по суше, - рассказывает экс-министр энергетики Румен Овчаров. - Но в 1996 стало ясно, что транзит надо увеличивать. Переговоры шли и с непредсказуемой Болгарией, и с Турцией, в которой резко увеличилась потребность в газе. Когда переговоры с Болгарией зашли в тупик, у русских лопнуло терпение: будем строить через море. В 1998 году все болгарские эксперты в один голос твердили, что русские никогда не построят «Голубой поток» в Турцию по дну Черного моря. Мол, это невозможно: глубина две тысячи метров, коррозийная среда. И Газпрому некуда деваться. Придут и сами нам в ножки поклонятся. Однако, через три года «Голубой поток» был построен. Теоретически он был построен на те самые деньги, которые Болгария могла бы получить за транзит».

«Голубой поток» уже тогда мог пройти через нас, - говорит журналист Светлана Шаренкова. - Если бы труба пошла через Болгарию в Турцию и Сербию, может и войны бы не было на Балканах в 1999. Кто рискнет бомбить трубу?! Все большие инфраструктурные проекты — гарантия безопасности. Я была свидетелем события, когда в Болгарию в 1995 году приехал глава Газпрома Вяхирев для подписания договора о «Голубом потоке». А на следующий день должен был прибыть Черномырдин с 15 министрами для подписания множества важных соглашений. И вот представьте: отель «Шератон», послы в мундирах, золотые ручки, все подготовлено. Приходит болгарский министр энергетики, весь белый и трясется. Премьер-министр Болгарии Жан Виденов (а это воспитанник МГИМО, прекрасно говорит по-русски) отменил в последний момент договор. Вяхирев весь налился кровью и заявил: «Соедините меня с Черномырдиным!» А потом закричал прямо в трубку: «Виктор Степанович! Ты завтра в Болгарию не приезжай! Здесь с нами обращаются унизительно!» Всю ночь бегали курьеры между «Шератоном» и правительством. Утром Вяхирев встретился с Виденовым и так жестко ему сказал: «Я тебя обойду в любом случае! У меня есть четыре пути, чтоб тебя обойти!» И Россия нас обошла. А премьер-министр Виденов так и остался советским воспитанником с глубокими комплексами. Когда ты в юности учишься в большой стране, либо ты начинаешь ее любить, как я, либо комплексовать. Я своими глазами видела, как Болгария потеряла исторический шанс».

Но история великодушна. Она всегда предоставляет несколько шансов. Но и следующий шанс Болгария упустила.

Продолжение следует.

Page 2

15 Окт.18:47 9 Сент.12:00 3 Сент.01:01 2 Сентября 2019 1:00 23 Августа 2019 1:00 22 Августа 2019 1:00 9 Июля 2019 1:02 8 Июля 2019 1:00 26 Июня 2019 13:00 26 Марта 2019 1:01 25 Марта 2019 1:05 18 Марта 2019 20:00 15 Февраля 2019 1:01 12 Февраля 2019 1:02 11 Февраля 2019 1:03 23 Января 2019 1:00 21 Декабря 2018 1:00 20 Декабря 2018 1:00 17 Декабря 2018 17:38 17 Декабря 2018 12:22 11 Декабря 2018 16:15 11 Декабря 2018 0:56 9 Декабря 2018 16:45 8 Декабря 2018 23:38 4 Декабря 2018 1:00

Чиновники и блогеры поспорили: Может ли табличка на братской могиле быть эмоциональной

КЛИЧ В ИНТЕРНЕТЕ

«Здесь похоронен лейтенант Фадеев Николай. 1920-1944. Спи спокойно, мой милый сынок, ты честно отдал свою жизнь за Родину. Никто нигде никогда никого так не любил, как тебя любил я. В моем сердце ты никогда не умрешь. Прощай, мое бесценное сокровище, мое золото, моя радость. Жди меня. Твой папа». Табличка с этой надписью многие годы «жила» на братском кладбище в поселке Лебяжье Выборгского района. Когда появилась эпитафия погибшему солдату - неизвестно. Зато известно, что исчезла она в 2005 году. Чтобы ее вернули на привычное место, в Интернете идет сбор подписей.

Судьбой трогательной надписи озаботился Историко-культурный центр Карельского перешейка. По словам активиста центра Сергея Загацкого, он обратился в администрацию «Рощинского городского поселения» с просьбой позволить вернуть табличку на место. А в ответ услышал, что эпитафия, мол, слишком волнительная для братской могилы.

- В июне 1944-го советские части прорывали здесь сильно укрепленную финскую линию обороны. Николай Фадеев погиб в бою. Я обратился к главе администрации Валерию Савинову с предложением восстановить трогательную эпитафию, - говорит Сергей. - Без привлечения бюджетных средств, исключительно на добровольные пожертвования. Но в муниципалитете считают, что табличка несет слишком сильную эмоциональную нагрузку. Чиновники согласились рассмотреть предложение только в том случае, если соберу подписи в поддержку инициативы.

Новость о «бездушии чиновников» мгновенно разлетелась по Сети. За сутки собрали восемь тысяч подписей и оставили огромное количество возмущенных комментариев. «Что за ересь несут эти чиновники? Почему эмоциональность - это плохо? А как иначе вспоминать о погибших на войне?», «Уважаемые, это ведь не просто табличка - это то, что делает память о тех событиях, той войне и тех людях живой. И эту память необходимо сохранить».

НЕДОПОНИМАНИЕ

На просьбу прокомментировать ситуацию глава «Рощинского городского поселения» отреагировал бурно.

- Я в четверг весь вечер читал о «своем» отказе в реконструкции таблички. Бред! Раскрутили бодягу в Интернете! - горячился Валерий Савинов. - Да, автор текста беседовал со мной. И я на самом деле говорил о сильной эмоциональной нагрузке. А вы считаете, после слов «Прощай, мое бесценное сокровище, мое золото, моя радость» можно оставаться спокойным? Когда я вступил в должность, таблички уже не было, а тут прочел - и до дрожи. Естественно, надпись несет сильную эмоциональную нагрузку. И в первую очередь для меня лично. Но мои слова относились исключительно к моим чувствам, а не к тому, что эпитафии нет места на могиле. Я ни слова не сказал про то, что из-за эмоциональности табличку возвращать не нужно. Это просто дешевый пиар!

Как объяснил Савинов, солдатские захоронения числятся в реестре охраняемых памятников, просто так что-то менять, добавлять и убирать нельзя. Чтобы таблица заняла свое место, ее надо согласовать. Для этого потребуется обращение граждан с подписями.

- Не нужны тысячи, достаточно двух-трех, - заверил чиновник. - Но это будет документ, который позволит запустить процесс, предусмотренный законодательством. Табличка на захоронении появится. Правда, не к 9 Мая, а к 16 июня - Дню освобождения Выборгского района. А ко Дню Победы мы приведем все захоронения в порядок. Субботники намечены на 26-27 апреля и 7 мая.

И кому в этой ситуации верить? Делаем «контрольный звонок» в Историко-культурный центр Карельского перешейка».

- Все собранные подписи 15 апреля мы отнесем в администрацию «Рощинского городского поселения», - рассказал Баир Ириничев. - Власти хотели, чтобы была гражданская инициатива - они ее получат. Сам я при разговоре с главой не присутствовал и о «сильной эмоциональной нагрузке» знаю от Сергея Загацкого. Очевидно, он не так понял главу, и тот не запрещал вешать табличку.

По словам Баира, главное - чтобы надпись в конце концов вернулась на прежнее место.

ЗАЦЕПИЛО

«Все слова, призывающие к памяти о войне вместе взятые, не имеют такой силы воздействия, как это - такое простое и пробивающее сердце насквозь отцовское слово! Нельзя воспитать ребенка, говоря о войне два раза в год. Но тот, кто, проходя мимо, случайно увидел и прочел это, не забудет эту боль никогда. Это - лучшая «прививка» от беспамятства!» - написала петербурженка Наталия Сладкова.

Табличка с Креста Господня в Риме: святыня или подделка? - Православный журнал "Фома"

Обретение Животворящего Креста Господня состоялось в 326 году, когда византийская императрица Елена, мать равноапостольного царя Константина,произвела раскопки в Иерусалиме на месте распятия Христа. В стороне от Креста была обнаружена и табличка, на которой Понтий Пилат записал Христа как Царя Иудейского.

Табличку – титло – и часть обретенного Креста – гвозди, шипы от тернового венца – а также землю с Голгофы святая Елена увезла с собой в Рим.

Сегодня эти святыни хранятся в базилике Честного и Животворящего Креста Господня (Санта-Кроче-ин-Джерусалемме), возведенной императором Константином после смерти матери. Однако мнения ученых по поводу подлинности титла до сих пор расходятся.

Мы попросили Тимофея Китниса,историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе, подробнее рассказать о научных исследованиях титла и их результатах.

Фото http://www.romeacrosseurope.com/

Святая Елена расположила реликвии, которые привезла с собой со Святой Земли, в своей домашней часовне, где после ее смерти возникает храм Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Однако, как это часто случалось в Средневековье, святыни неоднократно приходилось прятать или переносить в другие места.Иногда прятали так надежно, что, к примеру, в Трире хитон Господа был обнаружен только тогда, когда собор перестраивался.Поэтому неудивительно, что титло было обнаружено только в 1492 году. На нем была запись с печатью папы Римского Луция II (правившего в 1144–1145 годах), подтверждающая подлинность святыни, а в 1496 году признал титло подлинным уже папа Римский Александр VI.

Впервые титло было исследовано в 1995 году историком Марией-Луизой Ригато из Католического университета. Она его впервые сфотографировала, взвесила. Она выяснила, что, скорее всего, табличка выполнена из орехового дерева; ее точный вес – 687 г, длина – 25 см, ширина – 14 см, толщина – 2,6 см. Так как дощечка очень древняя, она поражена грибком, изъедена жуками и червями.

Что представляло собой титло? Это деревянная дощечка, на которой частично сохранилась надпись, о которой говорит каждый евангелист, правда,несколько по-разному: в одном случае «Царь Иудейский» (Мк. 15: 26), в другом – «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Ин. 19: 19) , и так далее. На титле сегодня достаточно четко можно прочитать слова «Назарянин Царь», написанные на латыни и на греческом языках, но третьей надписи на еврейском языке практически не видно. Некоторые ученые считают, что на самом деле, никакого иудейского шрифта в этих «закорючках» нет. Однако графическая экспертиза доказала обратное.

В 1998 году немецкий ученый Михаель Хеземанн провел графическое исследование титла и пришел к выводу, что шрифт, которым сделаны надписи, относится именно к первому столетию нашей эры. Хеземанн – а также группа палеонтологов-лингвистов из израильских университетов, Мария-Луиза Ригата, известный папиролог Карстен Петер Тид и другие ученые – подтвердили это на аудиенции у папы Римского Иоанна Павла II.

Однако затем был проведен радиоуглеродный анализ, который дал совершенно другие показатели и отнес титло не ранее, чем к X веку. Но стоит заметить, что, по утверждению многих ученых, радиоуглеродный анализ оказывается эффективным лишь в том случае, если исследуемый артефакт все время находится на одном месте, никуда не перемещаясь, не подвергаясь солнечным лучам, и прочее. Иначе результаты будут некорректны – что, скорее всего, и произошло с немало покочевавшим титлом.

Исходя из всего этого, мы видим, насколько разнятся мнения ученого мира по поводу титла. Многие из них считают титло подделкой. Часть ученых считает, это титло, безусловно, тем самым титлом, которое святая Елена обнаружила в Иерусалиме. И Католическая Церковь официально поддерживает эту позицию.

Факты, действительно, различные, но вера остается верой. Видимо, так устроил Господь, что какой объект веры мы бы не взяли – даже евангельские тексты – мы не дадим стопроцентные гарантии его подлинности. Могло ли такое быть, что титло было обнаружено святой Еленой вместе с Животворящим Крестом? Конечно, могло. По той простой причине, что эта святыня упоминается, как и терновый венец, как и Честной Животворящий Крест, у всех евангелистов. Причем апостол Иоанн даже рассказывает о препирательствах между иудеями и Понтием Пилатом: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22).

Почему для евангелистов так важна эта надпись? Потому что благодаря ей совершилось невольное исповедание Христа как Царя. Даже несмотря на то, что Иисус Христос был оклеветан и осужден, Правда Божия таким образом показала, что распяли все-таки Царя. И все орудия смерти – крест, гвоздия, копие, терновый венец, табличка с надписью – становятся не орудием позорной и ужасной казни, а символом победы жизни над смертью.Важно это было и для святой Елены.

Базилика Са́нта-Кро́че-ин-Джерусале́мме, фото https://ru.wikipedia.org

Распятие на кресте – это вид наказания, которому подвергались узники, не имевшие римского гражданства: бежавшие рабы, люди, совершившие уголовные преступления – а в иудейской традиции эта казнь была не только страшной, но и унизительной. После того, как тело снимали, кресты и все, что с ними связано, закапывали в землю. Поэтому неудивительно, что при Кресте равноапостольная Елена обнаружила и упоминаемую евангелистами таблицу.

Материал по теме

Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

История честной главы Крестителя Господня– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Интересный момент: известно, что титло было найдено в стороне от Креста. Елена приехала в Иерусалим, к тому времени разрушенный императором Адрианом – поэтому ей пришлось применить большие усилия для того, чтобы определить, где когда-то была Голгофа. Как  писали спутники Елены, на месте Голгофы теперь располагался языческий храм Венеры:и когда он возводился, в землю под ним были сброшены кресты. Именно благодаря этому кресты и сохранились.Однако табличка лежала отдельно, и неясно было, к какому из крестов она принадлежала – то есть какой из крестов является Господним.

Все находились в недоумении, пока не увидели похоронную процессию (а похороны на Востоке, даже до настоящего времени, очень пронзительные), когда вдова хоронила своего единственного сына. Процессию остановили, наложили на умершего три креста – и один из них оживил сына.

Обнаружение Креста Господня и его Воздвижение важно для нас как некая граница, с которой начинается торжество христианской цивилизации. Хотя указ императора Константина о легализации христианства уже был издан в 313 году, Крестовоздвижение– это окончательное утверждение христианства, ведь сама власть в лице римских императоров поклонилась Кресту.

Интересно также, что Крестовоздвижение происходит на сороковой день после праздника Преображения Господня, когда Господь показал ученикам Свою божественную сущность.

Что мы почитаем в Животворящем Кресте? Мы почитаем не древо, а Божественную и Животворящую Силу. И в этом смысле, конечно, пусть остаются какие-то сомнения, относительно подлинности того же титла, о котором мы говорим. Но когда мы приходим в храм Санта-Кроче, когда мы поклоняемся Кресту и тем святым реликвиям, которые здесь хранятся (кстати, кроме титла, креста, шипов от венка, здесь находится и перст святого апостола Фомы – именно тот, который он вложил в ребра Спасителя), мы все-таки поклоняемся Силе Божией, торжеству, Фаворскому свету, который увидели апостолы.

Стальная память: в Москве установят таблички с именами жертв репрессий | Милосердие.ru

В конце октября на московских дома появятся первые таблички с именами и фамилиями репрессированных людей. Установкой табличек занимается проект «Последний адрес», а помогает проекту общество «Мемориал». Создатель проекта Сергей Пархоменко и координатор проекта Александра Поливанова рассказали о том, как устанавливается «Последний адрес» и сколько он стоит.

Фото: www.memo.ru

Идея проекта

В «Мемориале» сообщают, что автором идеи был один человек. «Идея возникла у Сергея Пархоменко, и еще у нескольких людей, у Светланы Ганнушкиной тоже. Люди были в Европе, в Берлине в других городах, видели там такие таблички, и они настолько их потрясли, что появилась идея установки в России», — говорит Александра Поливанова. Сергей Пархоменко: «Я просто пришел к «Мемориалу», и мы это придумали.

Проект делается по европейскому образцу, отмечает Пархоменко. «Мы хотим материализовать базу данных общества «Мемориал». По адресной базе. Есть похожий европейский проект под названием «Камни преткновения» в память о жертвах гитлеровских репрессий. В рамках этого проекта в 600 городах установлено 45000 знаков. За каждый таким знаком есть инициатор. Люди сами обращаются в центр этого проекта, когда хотят поставить знак. Мы решили также сделать в России», — говорит журналист.

Как создать последний адрес

Самым главным в проекте является личная инициатива людей, которые хотят установить табличку на своем доме. «Для того, чтобы поставить знак, человек должен выслать нам заявку с указанием собранных им данных о человеке. Мы передаем эту заявку в общество «Мемориал» и вступаем в переписку с этим человеком. «Мемориал» выполняет техническую работу – они буквально сверяют данные по базе, и если никаких проблем нет, дают добро на проект. Если же человека в базе нет, то «Мемориал» занимается выяснением обстоятельства его дела. Таким образом, за каждой табличкой, за каждой заявкой стоит реальный человек, который хочет установить памятный знак», — подчеркивает Пархоменко.

После положительного заключения экспертизы «Мемориала» руководители проекта принимают решение о принятии анкеты в производство. Все значки делаются по одному стандарту, который разрабатывала команда российских специалистов.

«Архитектурной стороной занимался Евгений Асс. Он знаменитый человек, профессор, признанный специалист и он собрал коллегию из 15 человек. В нее вошли лучшие специалисты по таким вещам – Стас Жицкий, Аркадий Троянкер, Борис Трофимов, Евгений Добровинский, Карилл Александров, Игорь Гурович и другие знаменитые люди. Они создали свои проекты, и когда собрали все вместе, то решили, что лучший проект у Александра Бродского. Сами художники решили единогласно – я вижу в этом некое проявление жизненной силы нашего проекта», — сказал Пархоменко. Он опроверг обвинения критиков, которые утверждают, что знак якобы идентичен европейскому. «Это совершенно другой материал и совершенно другая форма», — подчеркнул журналист.

Сколько стоит последний адрес

Сергей Пархоменко с готовностью раскрывает финансовую структуру проекта. «Финансирование проекта идет по двум основным линиям. С одной стороны есть себестоимость изготовления знака, который сам по себе стоит около 3600 рублей. Это производство плюс установка небольшой таблички. Эти деньги платит тот, кто подал заявку. С другой стороны – есть инфраструктура проекта. Это сайт, который мы сейчас запускаем, архивная работа специалистов, а также необходимость оформления всех бумаг и переговоры с хозяевами домов. Есть еще и группы в других городах – нам надо будет съездить к ним, договориться о работе, провести переговоры. Все это требует средств – и именно эти средства мы собираем на сайте Планета.ру», — отметил Пархоменко.

За два месяца проект собрал более 1,4 млн рублей. «Сборы показывают, что существует запрос общества на такие мероприятия», — отмечают в «Мемориале».

Сергей Пархоменко отметил важность личного вклада в проект каждого из инициаторов. «Деньги, которые платит заявитель, страхуют нас от болтунов и фанфаронов. Вот например историк Никита Соколов дал денег на четыре таблички, которые установлены на домах, где жили простые работники исторической науки. Он заказал таблички на доме, где жил специалист из исторического музея, библиотекарша Исторической библиотеки и уборщица. Но обычно люди подбирают себе табличку по адресу. Заходят в базу данных и выясняют, что кто-то жил с ними в одном подъезде, кто-то на лестничной клетке, а кто-то в одной квартире. Я заплатил за установку таблички кондуктору московского трамвая, который был расстрелян за шпионаж в пользу иностранной разведки», — говорит Пархоменко.

Сергей Пархоменко Фото: theoryandpractice.ru

После завершения всех финансовых дел начинается долгий этап согласования. Создатели проекта прошли его несколько раз и неплохо знакомы с деталями. « У каждой стены есть владелец. Это может быть ТСЖ, офис или государственное учреждение. Мы устанавливаем место где можно повесить табличку и начинаем согласование. Сейчас у нас в работе 300 заявок и уже есть полтора десятка московских домов с активными структурами самоуправления. Они провели у себя собрания и одобрили установку табличек. Кто-то объявления развешивал и подписи собирал, кто-то собрания проводил, кто-то опрос по электронной почте устраивал», — говорит Пархоменко.

Таблички и критики

В ближайшее время в Москве появятся первые памятные знаки. «Я думаю, что первые таблички мы сможем установить в конце октября. Первая партия – всего около 30 табличек. Дальше – продолжим обрабатывать заявки. Это не одноразовая акция, это надолго. Мы надеемся, что люди будут постепенно включаться в процесс. Кто-то пройдет, увидит табличку, полезет в интернет, узнает о проекте и возможно захочет сам что-то сделать», — отмечает Пархоменко.

Журналист рассказал о своем опыте общения с критиками проекта. «Всегда кто-то недоволен. Вот приходят к нам и говорят: « А почему вы не делаете проект о белых офицерах?» Получается, мы что-то делим с этими людьми, а мы ничего не делим. Мы всегда говорим — пусть будет похожий проект рядом. Занимайтесь белыми офицерами, занимайтесь другими жертвами репрессий, это хорошо, пусть несколько проектов будет»

Говоря об обвинениях по поводу превращения города в кладбище, Пархоменко отмечает, что в Европе таких претензий ни у кого нет. «Там из 6 миллионов погибших в годы нацистского террора таблички установлены в память лишь о 45 тысячах человек. Много это или мало? Ровно столько, сколько нашлось реальных инициаторов установки микро-мемориалов конкретным людям по конкретным адресам. Мы думаем, что и в наших городах их будет не слишком много. По нашим прогнозам, в Москве, например, предстоит установить несколько тысяч знаков, — но все-таки не десятков и не сотен тысяч, как кто-то опасается. Просто не наберется столько инициаторов. Для города и такое количество — достаточно велико, и этот «рассеянный мемориал» будет очень заметен. Но преувеличивать ничего не нужно», — отметил журналист.

Александра Поливанова говорит о важности сохранения исторической памяти. «Мы просто хотим напомнить о людях, которые жили здесь и которые здесь больше не живут. Ходят слухи что мы хотим превратить город в кладбище. Но этот город и есть кладбище – и не стоит этого отрицать. Эти люди убиты, от памяти не уйдешь. Если мы не будем признавать эту память – то это будет хуже психологически. А так с помощью маленьких табличек мы говорим «Мы не такие. Мы не расстреливали». Происходит преодоление», — говорит Александра Поливанова.

Александра Поливанова Фото: www.istpravda.ru

Расстрельный парк

В будущем «Мемориал» планирует создать еще один проект, который будет посвящен местам репрессий в Москве.

«Мы ходим мимо этих мест и не знаем, что там было. Например, Таганский парк, зеленый, замечательный, где музыкальные группы сейчас играют – это место концлагеря. Варсонофьевский переулок, красивейший в центре Москвы – а мы знаем, что палачи расстреляли там от десяти до пятнадцати тысяч человек», — говорит Поливанова.

Таганский парк Фото: mos-holidays.ru

Историки надеются создать для этого специальную карту. «Нам нужно свести вместе все данные, повесить таблички, поставить мемориальные знаки. Чтобы люди знали, где находились жертвы, кто их убивал и кто принимал решения», — отмечает сотрудница Мемориала.


Смотрите также