Из каких окон состоит интерфейс программы логомиры


Урок, "Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд."

Урок №1 Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд.

Цели урока:

-познакомить с предметом изучения;

-познакомить учащихся с учебником;

-объяснить требования безопасности и гигиены при работе с компьютером.

Термины:

-ЛогоМиры

-программа

-объект

-среда программирования

Теоретические основы урока.

ЛогоМиры от англ. MicroWorlds ([майкроулдз] - МикроМиры).

Программа – это алгоритм, записанный на языке программирования.

Объект – часть окружающего мира, т.е. это не только различные предметы, но и явления.

Ход урока.

  1. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.

Общие положения:

  • К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания учителя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

  • Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности.

  • Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, к получению механических повреждений и травм, вызвать возгорание.

Правила поведения в кабинете:

  • Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви и с громоздкими предметами.

  • Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.

  • Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.

  • Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.

  • Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.

  • Включать и выключать компьютеры только с разрешения учителя.

Требования безопасности во время работы:

  • Быть предельно осторожными при работе с техникой.

  • Не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру.

  • Соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера.

  • При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.

  • Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.

  • Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Запрещается:

  • Пользоваться неисправной техникой.

  • При включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера.

  • Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами.

  • Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.

  • Передвигать системный блок и дисплей.

  • Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде.

  • Работать за дисплеем дольше положенного времени.

  1. Объяснение нового материала.

В этом разделе представляется возможность почувствовать себя хоть начинающим, но все же программистом. В основе среды программирования ЛогоМиры лежит язык Лого. Этот язык получил всемирное распространение. Он дает возможность прикоснуться к волшебному миру программирования. Этот язык включает в себя множество разнообразных команд, позволяющих рисовать, решать вычислительные задачи, создавать мультфильмы и делать многое другое.

ЛогоМиры – не первая компьютерная среда, в которой вы работали. До этого работали в среде графического редактора Paint. Эта программа позволяет создавать объекты с заданными свойствами (линии, прямоугольники, эллипсы) и производить над ними различные действия при помощи мыши, например, копировать или перемещать. Среду программирования ЛогоМиры отличает то, что в ней есть объекты, которые могут «сами» производить некоторые действия (перемещаться, поворачиваться), а также менять свои свойства (форму, размер, цвет). Эти объектычерепашки. Конечно, все их действия происходят не без участия человека. Именно он направляет черепашек, командуя ими.

Для различных целей люди используют разные искусственные языки: это и азбука Морзе, и система дорожных знаков, и нотная грамота. Такие языки, хотя и не применяются широко в повседневной жизни, незаменимы в определенных ситуациях.

Для общения с компьютерами тоже было создано множество специальных компьютерных языков. Они называются языками программирования, так как с их помощью пишутся программы для компьютеров. Эти языки также называются алгоритмическими языками, потому что в основе программ лежат алгоритмы.

Американские ученые, играли с механической игрушкой (с пультом управления) – черепашкой, изучая проблемы управления. Она могла перемещаться вперед – назад, вправо – влево. Кроме того, в нее был встроен опускающийся карандаш. Перемещая черепашку, можно было рисовать на листе бумаги. Позже появилась компьютерная копия этой игрушки. Язык управления черепашкой был назван Лого (по-гречески это означает «слово»).

На значке программы ЛогоМиры изображена черепашка с рюкзаком, путешествующая по Земному шару.

  1. Практическая работа.

  1. Запустите программу ЛогоМиры, дважды щелкнув мышью на значке с черепашкой.

Откроется интерфейс программы ЛогоМиры.

  1. Найдите на экране основные объекты интерфейса: рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню.

Рабочее поле – это белая область, в центре которой находится объект Черепашка.

Поле команд – поле для записи инструкций. Если вы открыли какое-либо другое поле, то вернуться в Поле команд можно, щелкнув на кнопку Поля команд.

  1. Переместите окна на экране, используя строку заголовка.

  2. Закройте окна Поле команд и Инструментальное меню с помощью управляющей кнопки Закрыть в левом верхнем углу окна.

  3. Вновь откройте окно Поле команд, выбрав команду меню Мелочи- Поле команд.

Для выбора команды из скрытого меню в ЛогоМирах:

-наведите указатель мыши на название пункта меню;

-нажмите левую кнопку мыши;

-не отпуская кнопку, перемещайте указатель мыши вниз до тех пор, пока не выделится нужная команда;

-отпустите кнопку мыши.

7. Переместите черепашку по рабочему полю, захватив ее мышью за панцирь. Обратите внимание: указатель примет вид ладони.

8. Поверните черепашку вокруг своей оси.

Чтобы повернуть черепашку:

-наведите указатель мыши на ее голову;

-нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, вращайте указатель мыши вокруг черепашки – черепашка будет крутиться.

9. Щелкните на изображении кисточки в Инструментальном меню – на месте Поля команд появится встроенный графический редактор.

10. Используя встроенный графический редактор, нарисуйте пейзаж.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: параграф, записи в тетради.

Какие возможности Microsoft Windows?

Обновлено: 30.06.2020, Computer Hope

Microsoft Windows включает в себя широкий спектр функций, инструментов и приложений, которые помогут максимально эффективно использовать Windows и ваш компьютер.

Чтобы узнать больше о функциях, включенных в Microsoft Windows, щелкните ссылку ниже.

Панель управления

Панель управления - это набор инструментов, которые помогут вам настроить ресурсы вашего компьютера и управлять ими.Вы можете изменить настройки принтеров, видео, аудио, мыши, клавиатуры, даты и времени, учетных записей пользователей, установленных приложений, сетевых подключений, параметров энергосбережения и т. Д.

В Windows 10 панель управления находится в меню «Пуск» в Система Windows .

Вы также можете запустить Панель управления из окна Выполнить. Нажмите Win + R , введите control и нажмите Enter. Или вы можете нажать клавишу Windows, ввести Control Panel , а затем нажать Enter .

Многие параметры панели управления также доступны в меню Windows 10 Settings .

Кортана

Cortana - виртуальный помощник, представленный в Windows 10, который принимает голосовые команды. Кортана может отвечать на вопросы, выполнять поиск на вашем компьютере или в Интернете, назначать встречи и напоминания, совершать онлайн-покупки и многое другое. Кортана имеет сходство с другими голосовыми службами, такими как Siri, Alexa или Google Assistant, с дополнительным преимуществом, заключающимся в том, что она может искать информацию на вашем компьютере.

Чтобы получить доступ к Кортане в Windows 10, нажмите Win + S .

Настольный

Рабочий стол - это фундаментальная часть графического интерфейса пользователя по умолчанию в Windows. Это пространство, в котором вы можете упорядочивать приложения, папки и документы, которые отображаются в виде значков. Ваш рабочий стол всегда находится в фоновом режиме, за любыми другими запущенными вами приложениями.

Когда вы включаете компьютер и входите в систему Windows, первое, что вы видите, - это фон рабочего стола, значки и панель задач.Отсюда вы можете получить доступ к установленным на вашем компьютере программам из меню «Пуск» или дважды щелкнув ярлыки приложений, которые могут быть у вас на рабочем столе.

Вы можете получить доступ к своему рабочему столу в любое время, нажав Win + D , чтобы свернуть все запущенные приложения.

Запись

С выпуском Windows 8 в 2012 году рабочий стол больше не был графическим интерфейсом пользователя по умолчанию, его заменил начальный экран. Это изменение было недолгим, и рабочий стол вернулся в качестве графического интерфейса пользователя по умолчанию в Windows 10.

Диспетчер устройств

Диспетчер устройств перечисляет аппаратные устройства, установленные на компьютере. Он позволяет пользователям видеть, какое оборудование установлено, просматривать и обновлять драйверы оборудования, а также удалять оборудование через диспетчер устройств.

Вы можете открыть диспетчер устройств из меню задач опытного пользователя ( Win + X , затем нажмите M ).

Очистка диска

Утилита Disk Cleanup помогает увеличить свободное дисковое пространство на вашем компьютере, удаляя временные или ненужные файлы.Запуск очистки диска помогает повысить производительность вашего компьютера и создать дополнительное пространство для хранения ваших загрузок, документов и программ.

Вы можете получить доступ к очистке диска из проводника.

  1. Нажмите Win + E , чтобы открыть окно проводника.
  2. В левой части окна найдите Этот компьютер или Мой компьютер и выберите его, щелкнув один раз.
  3. Затем с правой стороны щелкните правой кнопкой мыши любой диск на вашем компьютере (например, C: ).
  4. Выберите Свойства .
  5. На вкладке «Общие» щелкните Очистка диска .

Средство просмотра событий

Программа просмотра событий - это инструмент администратора, который отображает ошибки и важные события, происходящие на вашем компьютере. Это помогает устранять сложные проблемы в вашей системе Windows.

Доступ к средству просмотра событий

можно получить из меню задач опытного пользователя (нажмите Win + X , затем нажмите V ).

Проводник

Проводник , также называемый проводником Windows, позволяет просматривать файлы и папки на компьютере.Вы можете просматривать содержимое вашего SSD, жесткого диска и подключенных съемных дисков. Вы можете искать файлы и папки, а также открывать, переименовывать или удалять их из проводника.

Чтобы открыть новое окно проводника, нажмите Win + E . Вы можете открывать более одного окна проводника одновременно, что помогает просматривать несколько папок одновременно или копировать / перемещать файлы из одной в другую.

Интернет-браузер

Ваш Интернет-браузер - одно из самых важных приложений на вашем компьютере.Вы можете использовать его, чтобы находить информацию в Интернете, просматривать веб-страницы, делать покупки и покупать товары, смотреть фильмы, играть в игры и т. Д. Microsoft Edge является браузером по умолчанию в Windows 10. Internet Explorer включен в качестве браузера по умолчанию в предыдущих версиях Windows, от Windows 95 до Windows 8.1.

Чтобы открыть новое окно браузера Edge в Windows 10, откройте меню «Пуск» и прокрутите вниз до Microsoft Edge .

Microsoft Paint

Включенный в Windows с ноября 1985 года, Microsoft Paint представляет собой простой редактор изображений, который можно использовать для создания, просмотра и редактирования цифровых изображений.Он предоставляет базовые функции для рисования и раскрашивания изображений, изменения размера и поворота фотографий, а также сохранения изображений в виде файлов разных типов.

Чтобы открыть Microsoft Paint во всех версиях Windows, нажмите клавишу Windows, введите mspaint и нажмите Enter. Он также доступен в меню «Пуск»: в Windows 10 он указан в разделе Аксессуары для Windows , Paint .

Блокнот

Блокнот - простой текстовый редактор. Вы можете использовать его для создания, просмотра и редактирования текстовых файлов.Например, вы можете использовать Блокнот для написания командного файла или веб-страницы, написанной в HTML.

В Windows 10 Блокнот находится в меню «Пуск» в разделе Аксессуары Windows . Во всех версиях Windows вы можете запустить Блокнот из окна Выполнить: нажмите Win + R , введите блокнот и нажмите Enter.

Зона оповещения

Область уведомлений , также известная как панель задач, отображает дату и время, а также значки программ, запускаемых с Windows.Это также пров

.

Графический интерфейс пользователя

Операционная система - это группа программ, которые сообщают компьютеру, как выполнять основные функции, например. г. как реагировать на нажатие клавиши на клавиатуре, как отображать символ на экране монитора или как читать и записывать на диск. Операционная система запускается автоматически при включении компьютера. Затем он используется для запуска и управления другими программами. Операционная система определяет, как пользователь взаимодействует с компьютером.Некоторые операционные системы требуют, чтобы пользователь вводил команды, но операционная система с графическим пользовательским интерфейсом (GUI) упрощает пользователю управление компьютером. Наиболее распространенным типом графического пользовательского интерфейса является система WIMP ( окон, пиктограммы, меню, указатель ), например Microsoft Windows или операционная система Apple Mac . Следует отметить, что значок корзины , используемый в системе Microsoft Windows, имеет ту же функцию, что и значок корзины , используемый в системе Apple Mac, т.е.е. чтобы получить доступ к программе, в которой хранятся удаленные файлы, и разрешить их восстановление.

Когда информация должна быть предоставлена ​​пользователю или информация должна быть введена пользователем, часто используется окно, известное как диалоговое окно . Обратите внимание, что в этом контексте обычно используется американское написание dialog , хотя также встречается британское написание dialog . Другие американские варианты написания, такие как disk и program , также обычно используются в вычислениях.Диалоговые окна могут содержать различные элементы для сбора информации от пользователя, включая: текстовые поля, выпадающие списки, флажки и командные кнопки . Диалоговое окно «Найти» используется для сбора информации от пользователя о файлах, которые он хочет найти. Обратите внимание, что вы можете искать фрагмент текста в файле или искать файл в папке, но вы ищите файл на диске.

9 Графический интерфейс пользователя

Тюнинг

Задача 1 Графический интерфейс пользователя (GUI) упрощает использование компьютеров.В графическом интерфейсе используются значки. Иконки - это изображения, которые представляют программы, папки и файлы. Можете ли вы определить какой-либо из этих значков?

Задача 2 Найдите значки программного обеспечения, которое управляет этими элементами.

1 дата и время 3 шрифта 5 модем

2 мышь 4 клавиатура 6 звуков

Прослушивание: диалоговое окно

Задача 4 Теперь послушайте и проверьте свои ответы.

Задание 5 Послушайте еще раз. Сопоставьте характеристики диалогового окна (1-4) с примерами на экране (a-d). 1 командная кнопка 2 диалоговое окно 3 вкладка 4 раскрывающийся список Находка b Продвинутый Смотреть в d Остановить

Задача 6 Вот шаги для использования этого диалогового окна. Поместите их в правильном порядке.

a Введите имя, местоположение и требуемый текст. Выберите вкладку.

b Нажмите командную кнопку «Найти». d Открыть диалоговое окно.

Чтение: WIMP

Задача 7 Изучите этот экран. Вы можете найти эти предметы?

1 окно 2 значок 3 указатель 4 меню

Задача 8 Найдите определения в тексте этих элементов.

1 меню 3 окно 5 указатель

2 интерфейс 4 активное окно 6 значок

Большинство компьютеров имеют графический интерфейс пользователя.Интерфейс - это соединение между пользователем и компьютером. Наиболее распространенный тип графического интерфейса пользователя использует систему WIMP. WIMP означает окно, значок, меню (или мышь), указатель (или раскрывающееся / всплывающее меню). Окна Окно - это область экрана компьютера, где вы можете видеть содержимое папки, файла или программы. Некоторые системы позволяют отображать несколько окон на экране одновременно, и окна могут перекрывать друг друга. Окно вверху является «активным», то есть используемым. Иконки - это маленькие картинки на экране, которые представляют программы, папки или файлы. Например, значок корзины представляет собой программу для удаления и восстановления файлов. В большинстве систем есть специальная область экрана, на которой отображаются значки. Меню предоставляют пользователю список вариантов выбора. Вы управляете меню, нажимая и отпуская одну или несколько кнопок мыши. Указатель - это стрелка, которую вы используете для выбора значков или выбора параметров из меню. Вы перемещаете указатель по экрану с помощью мыши.Затем вы нажимаете кнопку мыши, чтобы использовать объект, выбранный указателем.

Языковая работа: Определение определений
Изучите эти описания значков. Значок - это небольшое изображение на экране компьютера. Значок обозначает такие элементы, как дискеты.
Мы можем связать эти предложения, чтобы дать определение значку.Значок - это небольшое изображение на экране компьютера, представляющее такие элементы, как дискеты.
Изучите эти другие примеры определений.
Мэйнфрейм - это очень большой компьютер, который используется университетами, предприятиями и правительственными ведомствами. Карманный компьютер - это очень маленький компьютер, который можно держать в одной руке. Байт - это небольшая единица памяти, которая может содержать один символ данных.

Задача 9 Добавьте к утверждениям (1-10), используя дополнительную информацию (a-j).

Пример Штрих-код - это узор из черных линий, которые супермаркеты используют для ценообразования.

1 Штрих-код представляет собой узор из черных линий. 2 Дискета - это диск 3 Материнская плата - это печатная плата 4 Пароль - это секретный набор символов 5 Монитор - это устройство вывода 6 Дисковод - это единица 7 Плата расширения - это электронная плата 8 Привод компакт-дисков - обычное запоминающее устройство. 9 Ноутбук - портативный компьютер 10 Системный блок - основной часть компьютера a он содержит основной электронный компоненты.б он добавляет функции к компьютеру. он размером с кусок бумага. d супермаркеты используют их для ценообразования. е он читает и записывает на диски. е он может содержать 1,44 МБ данных. g он разрешает доступ к компьютеру система. h он управляет всеми остальными платами компьютера. i он отображает данные на экране. j он читает данные с диска CD-ROM.

Задание 10 Работа с партнером.Спросите и дайте определения этим предметам. Добавьте другие собственные примеры.

1 ПК 4 активного окна

2 меню 5 указатель

3 окна 6 CD

Средства связи Вы можете использовать эти фразы, когда обсуждаете возможности. Я думаю, что это... Это могло / могло быть ... Возможно это ...

Решение проблем

Задание 11 Работа в парах.Изучите эти формы, которые может принимать курсор на вашем компьютере. Попробуйте сопоставить каждый значок с одним элементом из списка ниже.

1 песочные часы 2 стрелочный указатель 3 указательный палец 4 нет в наличии 5 прицел 6 увеличительное стекло 7 перетащить стрелку

Письмо

Задача 12 Напишите описание диалогового окна «Выход из Windows».Ваше описание должно ответить на эти вопросы.

1 Что показывает этот экран компьютера?

2 Для чего вы используете это диалоговое окно?

3 Какие функции содержит диалоговое окно?

4 Что произойдет, если вы нажмете каждую кнопку?


:

.

5 Программное обеспечение информационных систем

5 Программное обеспечение информационных систем Глава 5

Программное обеспечение информационных систем

5.1 Обзор программного обеспечения

Компьютерное оборудование практически бесполезно без компьютера программного обеспечения. Программное обеспечение - это программы, необходимые для выполнения ввода, обработки, вывод, хранение и контроль деятельности информационных систем.

Компьютерное программное обеспечение обычно подразделяется на два основные виды программ: системное и прикладное.

Системное программное обеспечение

Системное программное обеспечение - это программы, управляющие ресурсы компьютерной системы и упростить программирование приложений. Они включают программное обеспечение, такое как операционная система, системы управления базами данных, сетевое программное обеспечение, переводчики и программные утилиты.

Прикладное программное обеспечение

Прикладное программное обеспечение - это программы, которые производительность конкретного использования или приложения компьютеров для получения информации обработка потребностей конечных пользователей.Они включают готовое программное обеспечение Aoff the Shelf @, такое как текстовый редактор и электронные таблицы. пакеты, а также программное обеспечение внутренней или внешней разработки, предназначенное для специфические потребности организации.

Тенденции в области программного обеспечения отличаются от нестандартных уникальные программы, разработанные профессиональными программистами или конечными пользователями организации по использованию программных пакетов Aoff-the-shelby @, приобретенных конечными пользователями из поставщики программного обеспечения.

Доступны два типа пакетов:

1. Вертикальные пакеты - Assist пользователи в определенном сегменте отрасли. Примеры включают пакеты, которые помогают управлять строительных проектов, ведите инвентаризацию больниц или точек быстрого питания. 2. Пакеты горизонтальные - банка выполнять определенную общую функцию, например бухгалтерию или автоматизацию делопроизводства, для ряда предприятий.

Отношения между аппаратными и программными компонентами [Рисунок 5.1] [Слайд 5-3]

Рисунок 5.1 - отличный инструмент для объяснения отношения, существующие между оборудованием компьютерных систем, системным программным обеспечением и программное обеспечение. Эта модель Aonion-skin @ показывает, что внешние слои полагаются на помещения меблированы внутренними.

5.2 Операционные системы

Самый важный системный программный пакет для любого компьютер - его операционная система. Каждая компьютерная система работает под управлением операционная система. Операционные системы для компьютеров, которые используются многими пользователями: значительно сложнее, чем операционные системы для персональных компьютеров.

Что делает операционная система?

Операционная система - это программное обеспечение, контролирует все ресурсы компьютерной системы. Например это:

1. Назначает необходимые аппаратное обеспечение для программ 2. Планирует программы для исполнение на процессоре 3. Распределяет память требуется для каждой программы 4. Назначает необходимые устройства ввода и вывода 5. Управляет данными и программные файлы, хранящиеся во вторичном хранилище 6.Поддерживает файл каталоги и обеспечивает доступ к данным в файлах 7. Взаимодействует с пользователями.

Мультипрограммирование - это мощность компьютера. для одновременного выполнения нескольких программ на одном процессоре, имея один из программы, использующие процессор, в то время как другие выполняют ввод или вывод.

Для мультипрограммирования необходимо, чтобы активные части программы, конкурирующие за процессор, должны быть доступны в основной памяти. Виртуальная память это кажущаяся расширенная емкость основной памяти компьютера, достигаемая за счет хранить в основной памяти только необходимые части программ, полные программы хранятся во вторичной памяти.

Режимы работы компьютерной системы

Операционные системы позволяют системе, которой они управляют, работают в различных режимах. К ним относятся пакетная обработка, разделение времени и режим реального времени. обработка.

Пакетная обработка Программы обработки или транзакции партиями, без участия пользователя взаимодействие.

Системы разделения времени, обеспечивающие интерактивную обработки путем выделения короткого временного отрезка для использования сервера каждому пользователю в очередь.

Системы обработки в реальном времени, которые реагируют на событие в фиксированном временном интервале; используется, например, на производственных предприятиях или для собирать данные с нескольких единиц оборудования в лаборатории.

С переходом на мультипроцессоры, в которых несколько (или даже несколько) процессоров сконфигурированы в единой компьютерной системе, многопроцессорной операционные системы были разработаны для распределения работы между несколькими процессорами.Эти системы также поддерживают мультипрограммирование, что позволяет многим программам конкурировать за процессоры.

Операционные системы для персональных компьютеров

Операционные системы персональных компьютеров, которые предназначенные для одного пользователя, намного проще, чем операционные системы, работающие с более крупными машины, к которым могут иметь одновременный доступ сотни или тысячи пользователей. Один важными возможностями, которые операционная система может предложить в среде персональных компьютеров, является многозадачность : возможность запускать сразу несколько задач от имени пользователя.

Самые популярные операционные системы микрокомпьютеров:

Windows 95 - Windows 95 - это усовершенствованная операционная система

- графический интерфейс пользователя

- настоящая многозадачность

- возможности сети

- мультимедиа

DOS - это более старая операционная система, которая использовалась на микрокомпьютеры

- однопользовательская, однозадачная операционная система

- может добавить графический интерфейс и возможности многозадачности с помощью операционной среды, например Microsoft Windows

OS / 2 Warp - графический интерфейс пользователя

- многозадачность

- возможности виртуальной памяти

- телекоммуникационные возможности

Windows NT - многозадачная сетевая операционная система

- многопользовательская сетевая операционная система

- устанавливается на сетевых серверах для управления локальной зоной сети с требованиями к высокопроизводительным вычислениям

UNIX - популярная операционная система который доступен для компьютерных систем Micro, Mini и мэйнфреймов

- многозадачная и многопользовательская система

- устанавливается на сетевых серверах

MacIntosh System 7 - многозадачность

- возможности виртуальной памяти

- графический интерфейс пользователя

Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс - это комбинация средств, с помощью которых пользователь взаимодействует с компьютерной системой.Это позволяет конечному пользователю общаться с операционной системы, чтобы они могли загружать программы, обращаться к файлам и выполнять другие задачи. В три основных типа пользовательских интерфейсов:

1. Командный привод 2. Меню диска 3. Графический интерфейс пользователя. (GUI)

Самый популярный графический интерфейс пользователя - это предоставляется Windows 95. Среда Windows стала стандартной платформой для компьютеры.

Цель открытых систем

Стремление к использованию открытых систем в организационных вычислений, так что программное и аппаратное обеспечение любого поставщика может работать с любым другое - требует операционной системы, которая могла бы работать на любой аппаратной платформе.Термин Aopen system @ используется как противоположность фирменным системам конкретного производителя.

В открытых системах организациям нужна мобильность, масштабируемость и функциональная совместимость прикладного программного обеспечения.

Портативное приложение: можно переносить с одного компьютера систему в другую.

Масштабируемое приложение: это приложение, которое можно перемещать без значительное перепрограммирование.

Взаимодействие: означает, что машины различных поставщики и возможности могут работать вместе для получения необходимой информации.

5.3 Программное обеспечение для повышения производительности персонала

Программное обеспечение для повышения производительности труда является наиболее распространенным прикладное программное обеспечение. Эти программы, запускаемые на персональных компьютерах, помогают пользователю в определенный круг задач. Вместе с профессиональными системами и системами поддержки поддержки групповой работы, программное обеспечение для повышения личной продуктивности является мощным умение работать.

Функции программного обеспечения для повышения производительности труда [Рисунок 5.3] [Слайд 5-4]

Программное обеспечение для повышения личной производительности увеличивает производительность пользователя по определенному кругу общих задач.Это программное обеспечение поддерживает базу данных управление и анализ, создание и представление, а также отслеживание активности и заметок. Все это программные приложения. Управление данными поддерживается управлением базой данных системы, а программное обеспечение для работы с электронными таблицами помогает в анализе данных. Для нужд авторинга и презентации, пользователи используют прикладное программное обеспечение для обработки текста, рабочего стола издательское дело, презентация и создание мультимедиа. Управление личной информацией программное обеспечение используется для отслеживания действий и личных заметок.Программное обеспечение для связи позволяет пользователь для подключения к телекоммуникационной сети для обмена информацией с другие пользователи или системы. Веб-браузеры используются для доступа к ресурсам Интернета. Всемирная сеть.

Таблицы

Пакеты электронных таблиц - это программы которые используются для анализа, планирования и моделирования. Обеспечивают электронную замену для более традиционных инструментов, таких как листы бумаги, карандаши и калькуляторы.В лист строк и столбцов хранится в памяти компьютера и отображается на видео экран. Данные и формулы вводятся в рабочий лист, и компьютер выполняет расчеты на основе введенных формул. Пакет электронных таблиц также может использоваться как инструмент поддержки принятия решений для выполнения анализа «что, если».

Управление базой данных

Пакеты управления базами данных облегчают хранение, обслуживание и использование данных в базе данных, совместно используемой многими пользователями.DBM микрокомпьютера позволяет пользователям:

1. Создайте и поддерживайте база данных
2. Выполните запрос к базе данных с язык запросов 3. Подготовьте форматированный отчеты

Кроме того, пакеты предлагают функции безопасности, сети возможность подключения и возможность представлять графический вывод, а также выполнять вычисления в виде электронных таблиц.

Обработка текста

Пакеты обработки текста - это программы, которые компьютеризовать создание, редактирование и печать документов с помощью электронной обработки текстовые данные.Обработка текста - важное приложение автоматизации делопроизводства. слово обработка - самая популярная авторская и презентационная деятельность. Фактически, это наиболее распространенное приложение для персональных компьютеров.

Desktop Publishing

Организации используют настольное издательское ПО для выпускать собственные печатные материалы, такие как информационные бюллетени, брошюры, руководства и книги с несколько стилей шрифта, графики и цветов на каждой странице. Компоненты, необходимые для настройки скромная настольная издательская система включает в себя: дисплей высокого разрешения, лазерный принтер, программное обеспечение для настольных издательских систем и, возможно, сканер.

Программное обеспечение для презентаций

Цель презентационной графики - предоставить информация в графической форме, которая помогает конечным пользователям и менеджерам понять бизнес предложения и производительность и принимать более обоснованные решения по ним. Важно отметить что презентационная графика не заменяет отчеты и отображение чисел и текста материал.

Программное обеспечение для создания мультимедиа

Программное обеспечение для создания мультимедиа

позволяет пользователям создавать мультимедийные презентации.Используя эти пакеты, вы можете разработать привлекательные программное обеспечение для компьютерного обучения (CBT) или презентации для клиентов. Это программное обеспечение имеет превосходные графические изображения, компьютерная анимация и движущееся видео, которые можно комбинировать с качественный звук в сочетании с текстом.

Гипермедиа - это электронные документы, которые содержат несколько форм мультимедиа, включая текст, графику, видео, голосовые сообщения или другие единицы информации, такие как рабочие листы. В гипермедийном способе доставки информации могут быть установлены связи между различными элементами в большом мультимедийном документе.Эти связи позволяют пользователю переходить от одной темы непосредственно к связанной, вместо последовательное сканирование информации. Гипертекст - это методика построения и интерактивное использование текстовых баз данных. По определению, гипертекст содержит только текст и ограниченное количество графики.

Управление персональной информацией

Пакеты управления личной информацией (PIM) инструменты, которые помогают работникам умственного труда отслеживать задачи, людей, проекты, обязательства и идеи.Эти пакеты помогают конечным пользователям хранить, организовывать и извлекать текстовые и числовые данные. в виде заметок, списков, вырезок, таблиц, заметок, писем, отчетов и так далее.

Коммуникационное программное обеспечение и веб-браузер

Коммуникационное программное обеспечение позволяет пользователю подключиться к телекоммуникационной сети для обмена информацией с другими пользователями или системы. Программа предоставляет следующие возможности:

1. Отправка и получение электронная почта 2.Передача файла. Вы можете загрузить программу или файл данных с удаленного компьютера на свою рабочую станцию ​​или загрузить файл на удаленный компьютер. 3. Эмуляция терминала - позволяя персональному компьютеру действовать как терминал, когда это необходимо в конкретном заявление. 4. Отправка и получение факс

Все чаще и чаще причина подключения к телекоммуникационная сеть предназначена для получения доступа к ресурсам Интернета. Интернет браузеры быстро становятся одной из самых популярных категорий программных пакетов.Браузер это программа, которая позволяет пользователю получать доступ к электронным документам, включенным в Всемирная паутина Интернета, набор взаимосвязанных баз данных гипермедиа, распространяемых среди удаленных сайтов.

5.4 Языки программирования и их переводчики [Рисунок 5.8] [Слайд 5-5]

Большая часть прикладного программного обеспечения, используемого в организация должна быть запрограммирована или настроена. Языки программирования - это языки какие компьютерные программы написаны int.Язык программирования позволяет программисту или закончить пользователь для разработки наборов инструкций, составляющих компьютерную программу. Эти языки развивались в течение четырех поколений и могут быть сгруппированы в пять основных категорий:

1. Машинные языки 2. Ассемблерные языки 3. Языки высокого уровня 4. Четвертое поколение языки 5. Объектно-ориентированный языки

Языки машины:

Машинные языки - это самый базовый уровень языки программирования.Они были первым поколением машинных языков.

Недостатки машинных языков:

1. Программы должны были быть написаны с использованием двоичных кодов. уникальный для каждого компьютера.

2. Программисты должны были хорошо знать внутренние операции конкретного типа процессора, который они использовали.

3. Программирование было трудным и подверженным ошибкам

4. Программы не переносится на другие компьютеры.

Ассемблер Языки:

Ассемблерные языки

- это второе поколение машинные языки.Они были разработаны, чтобы упростить пишущую машину. языковые программы. Ассемблер также является языком низкого уровня (относится к машинному ресурсы, такие как регистры и адреса памяти), это также относится к компьютеру модель или серия моделей.

Программа на языке ассемблера переведена на машинный язык с помощью простого переводчика, называемого ассемблером . Сборка языки используются сегодня только тогда, когда жесткий контроль над аппаратными ресурсами компьютера требуется, например, в некоторых системных программах, особенно в программах для вычислений в реальном времени.

Преимущества:

1. Использует символьно закодированные инструкции, которые легче запомнить

2. Программирование упрощено, поскольку программист не необходимо знать точное место хранения данных и инструкций.

3. Эффективное использование ресурсы компьютера перевешиваются высокой стоимостью очень утомительной разработки систем и блокировкой переносимости программы.

Недостаток:

1.Языки ассемблера уникальны для определенных типов компьютеров.

2. Программы не переносится на другие компьютеры.

Языки высокого уровня (процедурные)

языков высокого уровня - третье поколение языки программирования. Эти языки содержат утверждения, каждое из которых переведено в несколько инструкций на машинном языке. К языкам высокого уровня относятся COBOL (бизнес прикладные программы), BASIC (конечные пользователи микрокомпьютеров), FORTRAN (научные и инженерные приложения), и сегодня более популярными являются C, C ++ и Visual Basic.

Преимущества:

1. Легче выучить и понять, чем ассемблер язык как инструкции ( утверждений) , которые напоминают человеческий язык или стандарт обозначения математики.

2. Имеют менее жесткие правила, формы и синтаксис, поэтому вероятность ошибки снижается.

3. Программы машинно-независимые, поэтому программы написанные на языке высокого уровня, не нужно перепрограммировать, когда новый компьютер установлен.

4. Программистам не нужно изучать новый язык для каждый компьютер они программируют.

Недостатки:

1. Менее эффективны, чем программы на языке ассемблера. и требуют больше компьютерного времени для перевода в машинные инструкции.

За пределами языков программирования высокого уровня

Языки четвертого поколения (4GL) определяют, какие необходимо сделать, а не подробно описывать шаги для этого.4GL включают в себя множество языки программирования, которые являются более непроцедурными и разговорными, чем предыдущие языки.

Преимущества:

1. Упрощен процесс программирования.

2. Используйте непроцедурные языки, которые поощряют пользователей и программисты, чтобы указать результаты, которые они хотят, в то время как компьютеры определяют последовательность инструкций, которые позволят достичь этих результатов.

3. Используйте естественные языки, не требующие жестких грамматические правила

Недостатки:

1.Менее гибкий, чем другие языки

2. Менее эффективен (с точки зрения скорости обработки и необходимый объем памяти).

Ряд языков может претендовать на принадлежность к пятое поколение. Следующие типы языков программирования могут влиять на разработка такой новой парадигмы:

1. Объектно-ориентированный языки программирования (ООП) связывают элементы данных и процедуры или действия, которые будут выполняется на них вместе в объекты.Примеры включают Smalltalk, C ++, Visual Basic, Java, Turbo C ++, C ++, Объект C + 2. Языки, которые облегчить параллельную обработку в системах с большим количеством процессоров. 3. Функциональные языки (например, LISP), основанный на математической концепции вычислений как приложения функции. 4. Ограниченные подмножества естественные языки, которые можно обрабатывать благодаря развитию искусственного интеллект.

Преимущества:

1. Языки ООП проще в использовании и многое другое. эффективен для программирования графического пользовательского интерфейса, необходимого многим Приложения.

2. Запрограммированные объекты можно использовать повторно.

Переводчики: составители и переводчики

Для помощи доступны различные программные пакеты. программисты разрабатывают компьютерные программы. Например, переводчики языков программирования программы, которые переводят другие программы в коды команд машинного языка, которые компьютеры могут выполнять. Другие программные пакеты, называемые инструментами программирования, помогают программистам. писать программы, предоставляя средства создания и редактирования программ. Язык программы-переводчики (языковые процессоры) - это программы, которые переводят другие программы в Коды команд машинного языка, которые компьютер может выполнять. Эти программы позволяют писать свои собственные программы, предоставляя средства для создания и редактирования программ.

Программы-переводчики языков программирования известны разнообразие имен.

Ассемблер: переводит символьную инструкцию коды программ, написанных на языке ассемблера, в инструкции машинного языка.

Компилятор

: переводит (компилирует) язык высокого уровня операторы (исходные программы) к программам на машинном языке.

Переводчик: переводит и выполняет каждую программу оператор по одному, вместо того, чтобы сначала создавать полную программу на машинном языке, как это делают компиляторы и ассемблеры.

5.5 Языки четвертого поколения: (4GL)

4GL включают множество языков программирования, которые являются более непроцедурными и разговорными, чем предыдущие языки.Использование Языки четвертого поколения позволяют в несколько раз увеличить продуктивность работы с информацией разработка систем.

Категории языков четвертого поколения и их Роль в вычислениях для конечных пользователей

Отличительной чертой 4GL является то, что они определяют что делать , а не как это делать . Характеристики 4GL включают:

1. Языки непроцедурный 2. Они не указывают полная процедура выполнения задачи (заполняется программой переводчик для 4GL).3. Около одной десятой части количество инструкций требуется в 4GL по сравнению с процедурными языками. [Рисунок 5.12] 4. Основные категории 4GL - это языки запросов, генераторы отчетов и генераторы приложений - Рисунок 5.13 [Слайд 5-6] 5. Языки запросов и генераторы отчетов избавляют от необходимости разрабатывать определенные приложения, предоставляя прямые доступ к базе данных. Генераторы приложений позволяют относительно легко указать в непроцедурные условия система такого доступа.6. В 4GL также есть программное обеспечение. генераторы для создания систем поддержки принятия решений и исполнительной информации.

Три категории 4GL:

1. Язык запроса
2. Генераторы отчетов 3. Генераторы приложений

Языки запросов

языков запросов позволяют конечным пользователям получать доступ к базам данных прямо. Характеристики языка запросов включают:

1. Используется в Интернете для ad-hoc запросы, то есть запросы, которые не определены заранее 2.Результат запроса обычно не форматируется, поскольку отображается в формате по умолчанию, выбранном системой сам. 3. Взаимодействие обычно простые, только очень простые вычисления. 4. Большинство языков запросов также сделать возможным обновление баз. Со многими языками запросов можно запросить графический вывод для запроса.

Шесть основных стилей для запросов к базе данных:

1. Заполнение формы 2. Выбор меню 3. Запрос типа команды язык, такой как SQL 4.Запрос на примере (QBE) 5. Прямое манипулирование 6. Ограниченное естественное язык

Языки запросов подходят для:

1. Банкомат машины 2. Электронные киоски

Генераторы отчетов

Генератор отчетов позволяет конечному пользователю или специалист по информационным системам для составления отчета без детализации всех необходимых шаги, такие как форматирование документа.

Характеристики генераторов отчетов включают:

1.Предложите пользователям больше контроль над содержанием и внешним видом вывода, чем язык запросов. 2. Указанные данные могут быть полученные из указанных файлов или баз данных, сгруппированные, упорядоченные и обобщенные в указанным способом и отформатирован для печати по желанию.

Генераторы приложений

Генератор приложений позволяет указать целое приложение, состоящее из нескольких программ, без детального написания кода. Характеристики генераторов приложений включают:

1.Большинство генераторов производят (генерировать) код на процедурном языке. Затем этот код можно изменить в соответствии с точные потребности приложения.
2. Целевые генераторы к конечным пользователям просты в использовании. Они нацелены на ограниченную область применения. Они производят код в основном из спецификации структуры файлов и баз данных. и из приведенных макетов экранов и отчетов. Указана необходимая обработка в терминах, естественных для конечных пользователей. 3.Картина на экране средство позволяет указать графический интерфейс пользователя для системы в развитие. 4. Мощное приложение генераторы требуют опыта специалистов по информационным системам и являются универсальные инструменты. Часто они могут работать на мэйнфреймах и мини-компьютерах. 5. Генераторы приложений все больше интегрируются в среды автоматизированной разработки программного обеспечения (CASE).

Преимущества:

1.Упрощен процесс программирования.

2. Используйте непроцедурные языки, которые поощряют пользователей и программисты, чтобы указать результаты, которые они хотят, в то время как компьютеры определяют последовательность инструкций, которые позволят достичь этих результатов.

3. Используйте естественные языки, не требующие жестких грамматические правила

Недостатки:

1. Менее гибкий, чем другие языки

2. Программы, написанные на 4GL, обычно намного меньше эффективен во время выполнения программ, которые программируются на языках высокого уровня.Поэтому их использование ограничено проектами, которые не требуют такой эффективности.

5.6 Объектно-ориентированные языки

Идея объектно-ориентированного программирования (ООП) состоит в том, чтобы создавать программы программных объектов, чтобы связать элементы данных и процедуры или действия, которые будут выполняться над ними вместе в объекты. Примеры включают Smalltalk, C ++, Turbo C ++, Object C +, Java.

Характеристики ООП включают:

1.ООП, объекты объединяются (инкапсулировать) данные с помощью операций, которые действуют с данными. 2. Класс поддержки ООП определение и наследование, создание объектов как экземпляров классов, отправка сообщений в методы в этих объектах во время выполнения программы и другие особенности ООП. 3. ООП упрощает проектирование мультимедийные системы и графические пользовательские интерфейсы.

Три фундаментальных концепции объектно-ориентированного программирование:

1. Объекты 2. Занятия 3. Наследование

Объекты: основные компоненты, из которых построен.В программном обеспечении - программный компонент, моделирующий реальный объект путем инкапсуляции. данные и инструкции, которые работают с этими данными.

Class: это шаблон, из которого создаются объекты. Классы можно определять в иерархии.

Наследование: в объектно-ориентированном программировании классы ниже по иерархии, наследуя свойства (атрибуты и методы) классов выше в нем.

Преимущества:

1. Языки ООП проще в использовании и многое другое. эффективен для программирования графического пользовательского интерфейса, необходимого многим Приложения.

2. Сохраняет большую часть программирования, поскольку наследует свойства означает, что запрограммированные объекты можно использовать повторно.

.Обзор компьютерного программного обеспечения

| Типы компьютерного программного обеспечения

Компьютерная система состоит из аппаратного обеспечения, электронных устройств, способных вычислять и манипулировать информацией, и программного обеспечения, которое выполняет заранее определенные инструкции для выполнения данной задачи. Комбинация физического оборудования (аппаратного обеспечения) и логических инструкций (программного обеспечения) придает мощности и универсальности современным вычислительным системам.

Программное обеспечение

Программное обеспечение

- это набор компьютерных программ и связанных с ними данных, которые содержат инструкции для указания компьютеру, что и как делать.Программное обеспечение - это интерфейс между пользователем и компьютером. Это набор инструкций, программ, которые используются для управления оборудованием. Он отвечает за контроль, интеграцию и управление аппаратными компонентами компьютерной системы, а также за выполнение определенных задач.

Типы программного обеспечения

Программное обеспечение можно разделить на две основные категории.

1. Системное программное обеспечение.
2. Прикладное программное обеспечение . Системное программное обеспечение

Системное программное обеспечение состоит из нескольких программ, которые непосредственно отвечают за контроль, интеграцию и управление отдельными аппаратными компонентами компьютерной системы.

Он также обеспечивает интерфейс между пользователем и компонентом компьютера.

Цель системного программного обеспечения - максимально изолировать программиста приложений от деталей конкретного используемого сложного компьютера.

В зависимости от функциональности системное программное обеспечение можно разделить на две основные категории; программа управления системой и разработка программного обеспечения.

1. Программа управления системой:

Включает интегрированную систему программ, которая управляет работой процессора, контролирует ввод / вывод, управляет ресурсами хранения и предоставляет различные услуги поддержки.Некоторыми распространенными примерами программ управления системой являются операционная система, драйвер устройства и системные утилиты.

Операционная система:

Он состоит из программ, которые контролируют, контролируют, координируют и контролируют деятельность различных компонентов компьютерной системы. Его функция заключается в обеспечении связи между компьютерным оборудованием и пользователем.

Он выполняет все внутренние функции управления (доступ к диску, управление памятью, планирование задач и взаимодействие с пользователем) и обеспечивает систематическое функционирование компьютерной системы.Он предоставляет среду для запуска программ. например, MS-DOS, Windows XP / 2000/98, Unix Linux и т. д.

Операционная система выполняет следующие функции.

  1. Он распознает ввод с клавиатуры, отправляет вывод на экран дисплея.
  2. Он следит за тем, чтобы программы, запущенные одновременно, не взаимодействовали друг с другом.
  3. Он также отвечает за безопасность, гарантируя, что неавторизованные пользователи не получат доступ к системе.

BIOS:

Базовая система ввода / вывода (BIOS) широко известна как System Bios. BIOS управляет различными электронными компонентами в основной компьютерной системе. Первоначальной функцией BIOS является инициализация системных устройств, таких как RAM, жесткий диск, привод CD / DVD, видеокарта и другое оборудование. BIOS устанавливает оборудование машины в известное состояние, которое помогает операционной системе настраивать компоненты оборудования. Этот процесс известен как загрузка .

Драйверы устройств:

Программное обеспечение, которое написано с целью обеспечения работоспособности устройства при его подключении к компьютеру, называется драйвером устройства. Это системное программное обеспечение, которое действует как интерфейс между устройством и пользователем. Каждое устройство, будь то принтер, монитор, мышь или клавиатура, имеет связанную с ним программу драйвера для его правильного функционирования.

  • Драйверы устройств - это набор инструкций, которые знакомят наш компьютер с аппаратным устройством.
  • Драйверы устройств не являются независимыми программами, они помогают операционной системе и им помогают для правильного функционирования.
Системные утилиты:

Эти программы выполняют задачи, связанные с обслуживанием компьютерной системы. Это пакеты, которые загружаются в компьютер во время установки операционной системы. Они используются для поддержки, улучшения, расширения и защиты существующих программ и данных в компьютерной системе.

Системная утилита в основном состоит из следующих функций

  1. Сжатие диска Увеличивает объем информации, которая может храниться на жестком диске, путем сжатия всей информации, хранящейся на жестком диске. Эта утилита работает автоматически, и пользователю не нужно знать о ее существовании.
  2. Disk Fragmenters Обнаруживает компьютерные файлы, содержимое которых разбито в нескольких местах на жестком диске, и перемещает фрагменты в одно место для повышения эффективности.Его можно использовать для переупорядочивания файлов и неиспользуемого места на жестком диске.
  3. Утилиты резервного копирования Может делать копию всей информации, хранящейся на диске, и восстанавливать либо весь диск, либо выбранные файлы.
  4. Очистители диска Используется для поиска файлов, которые давно не использовались. Эта утилита также служит для увеличения скорости медленного компьютера.
  5. Anti-Virus Это утилита, которая используется для сканирования компьютера на вирусы и предотвращения повреждения системных файлов компьютера.

2. Разработка программного обеспечения

Это программное обеспечение, которое предоставляет услуги, необходимые для разработки и выполнения прикладного программного обеспечения. Для разработки прикладного ПО требуются языки программирования, языковой переводчик, загрузчик, компоновщик.

Языки программирования

Язык программирования - это первичный интерфейс программиста с компьютером. Язык программирования - это искусственный язык для выражения вычислений, которые могут выполняться компьютером.

Каждый язык имеет свой собственный синтаксис, то есть набор определенных правил и выражает логические шаги алгоритма. языки программирования делятся на две категории; Язык низкого уровня (LLL) и язык высокого уровня (HLL).

  1. Язык нижнего уровня (LLL) Язык нижнего уровня разделен на две части
  1. Машинный язык Иногда его называют машинным кодом или объектным кодом. Это набор двоичных цифр или битов, которые компьютер считывает и интерпретирует.
  2. Язык ассемблера Используется для взаимодействия с компьютерным оборудованием. Он использует команды с инструкциями в качестве замены чисел, что позволяет человеку читать код легче, чем двоичный. Для написания программы используется английское представление.

Средний уровень языка

Он служит мостом между необработанным аппаратным обеспечением и уровнем программирования компьютерной системы. Он разработан для улучшения транслированного кода перед его выполнением процессором.

  1. Язык высокого уровня (HLL ) Это машинно-независимый язык, использующий переводчик. Его также называют исходным кодом. Некоторые часто используемые языки высокого уровня: C, BASIC, FORTRAN, PASCAL и т. Д.

Некоторые языки высокого уровня и области их применения

Язык Год Разработчик Область применения Природа
BASIC (Универсальный символический код инструкции для начинающих) 1964 Джон Г.Кемени и Томас Э. Курц в Дартмутском колледже в Нью-Гэмпшире, Программирование в образовательных целях Устный перевод
С 1972 Деннис Ричи из Bell Telephone Labs Системное программирование Скомпилировано
C ++ 1983 Бьярн Страуструп в Bell Labs Программирование системных объектов Скомпилировано
COBOL (Общий бизнес-ориентированный язык) 1959 Грейс Хоппер Бизнес-менеджмент, струнный Скомпилировано
FORTRAN (перевод формул) 1957 Команда программистов в IBM Расчет Скомпилировано
.

Смотрите также