Пальчиковая гимнастика на двери весит замок
Пальчиковая гимнастика
Надежда Шадрунова Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,
Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (подбрасывают,
Два – поймаем (приседают, ловят,
Три – уроним (встают, роняют,
И…сломаем (встают, роняют, топают).
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок,
Кати по снегу свой снежок (катят).
Он превратится в толстый ком (показывают шар руками,
И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).
Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).
На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)
Увы – и нет снеговика.
(Пожимают плечами, руки в сторону.)
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Сколько птиц в кормушке нашей
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Пальчик прячется в ладошку.
(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)
Вот так, вот так.
Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)
Вот так, вот так.
Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Вот так, вот так.
Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)
Вот так, вот так.
Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Мы ладошки протянули.
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,
Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,
Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несём,
Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)
И головки убирали. (Усложнение: поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.)
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё доел,
Оттого и похудел. (Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.)
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)
Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)
Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)
Вот такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)
Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ухо,
Полотенцем вытер сухо.
Пальчиковая гимнастика «Теремок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)
На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)
Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)
Трык- трок, трык- трок
И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)
Молоточками стучат, строят домик для зайчат
Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)
Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)
Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)
Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)
Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)
Пальчиковая гимнастика «Умывание»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)
Мы умеем чисто мыться.
Пасту для зубов берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)
Сладкий тортик испечём,
Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)
А верхушку сладким кремом.
И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)
Мы присыплем торт немножко,
А потом заварим чай («завариваем» чай.)
В гости друга приглашай.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (показывают волну)
Прилетели сто грачей, (машут руками)
А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)
А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я. (загните мизинец)
Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны).
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)
Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)
Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)
От крылечка до ворот,
А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой», делайте бросающие движения)
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко – вёдрышко»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Солнышко – вёдрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)
По камушкам скачут.
Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)
Малых детушек мочить. (ребёнок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой)
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, (движения кисти к себе)
Покрутили, (круговые движение кистью)
Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (пальцы разжимаются).
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)
Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)
Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)
Пришла весна ясная.
Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)
Людям спать не дают.
Пчёлы гудят
В поле летят. (помашите кистями рук)
С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)
Медок несут.
Пальчиковая гимнастика «Дом на поляне»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)
Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)
Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)
В этот домик приглашаем.
Пальчиковая гимнастика «Улитка, улитка…»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)
Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка, переверните его руку ладонью вверх)
Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)
Пышки, (загните средний палец)
Ватрушки, (загните безымянный палец)
Сдобные лепёшки – (загните мизинец)
Высуни рожки. (помогите ребёнку выставить вперёд вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»).
Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Снег руками собирали,
Наши пальчики устали. (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)
Мы их будем растирать,
Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)
Чтобы стали горячее,
Энергично разминать. (делают массирующие движения).
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются».)
В лес идём погулять, (пальчики» шагают».)
За черникой, (загибают по одному пальцу.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке принесём.
Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём, (встряхивают кистями.)
Рисовать опять начнём.
Пальчиковая гимнастика «У меня пропали руки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
У меня пропали руки, (прячем руки за спину)
Может быть они от скуки
Убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Пальчиковая гимнастика «На лужок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружок!
Пальчиковая гимнастика «Улей»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
(Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)
Вот маленький улей, где пчёлы
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Пальчиковая гимнастика «Надо спать»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).
А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок».)
Такого не послушного
Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Рыбки весело резвятся,
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).
Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)
Паровоз и два коня, (Загибают по одному пальчику.)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе? (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками.)
Как узнать? Помогите сосчитать.
Пальчиковая гимнастика «Пирог»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)
Кот слепил себе пирог. («Лепят» пирог.)
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк. (Пальчики «бегут».)
Пирожки себе пеки («Пекут» пироги.)
Не из снега – из муки.
Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки – баловницы
Тоже не отстали.
Пальчиковая гимнастика «Покорми лошадку»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Одной рукой я травку рву, (хватательные движения левой рукой)
Другой рукой я тоже рву (правой)
Я травкой накормлю коня. (Руки вытягиваем вперёд ладонями вверх.)
Вот сколько пальцев у меня. (Показываем.)
Пальчиковая гимнастика «Дворник»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Дворник дверь
Два дня держал, (Руки поочерёдно в такт «закрывают дверь» на себя.)
Деревянный дом (Руки по швам, одновременно с приседанием в такт похлопываем по бёдрам.)
Дрожал.
Ветер дёргал (Волнообразные движения руками.)
Эту дверь. (Руки описывают круг и смыкаются.)
Дворник думал: (Руками берутся за голову.)
Это зверь.
Пальчиковая гимнастика «Погладим котёнка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Киса, кисонька, кисуля! – (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев.)
Позвала котёнка Юля.
-Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.
Пальчиковая гимнастика «Я сам»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Ложка – это ложка, (Сжав руку в кулак, подносят её ко рту)
Ложкой суп едят. («едят суп».)
Тряпка – это тряпка, (Вращая кистью руки, «вытирают стол».)
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка, (Двумя руками «надевают шапку на голову».)
Оделся и пошёл.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Дружат в нашей группе (Обхватываем правой ладонью левую и покачиваем в ритме стихотворения.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Обхватываем левой ладонью правую и покачиваем в ритме стихотворения.)
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять. (Соединяем пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединяем пальчики, начиная с мизинца.)
Пять, четыре, три, два, один.
Пальчиковая гимнастика «Помощник»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Топором дрова колю (Имитируем действия топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.)
А потом пилой пилю. (Имитируем действия пилы, двигаем вместе ладошками вперёд – назад;)
Отнесу их бабушке, (Показываем ладоши.)
Чтоб испечь оладушки. (Хлопаем ладонями друг о друга.)
Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология
Любовь Пастухова Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология
Есть такое мнение педагогов по раннему развитию, что весь интеллект малыша сосредоточен на кончиках пальчиков. И это правда, ведь развитые ручки помогают крохе познавать мир. Кроме того, известно, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика помогает ничего не упустить в развитии ребенка.
Побежали вдоль реки
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки.
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальчики побежали).
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать и разжимать пальцы.
Вышли пальчики гулять. Выполнять движение «фонарики».
Раз, два, три, четыре пять. Сжимать и разжимать пальцы.
В домик спрятались опять. Сжать руки в кулак.
«Капуста»
Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы.
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими.
Если я – капуста! Сделать из пальцев «шар».
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями в., вн.
Мы морковку трем, Пальцы сжаты, тереть кулачки др. о др.
Мы капусту солим, Имитировать движение посыпание солью.
Мы капусту жмем. Интенсивно сжимать и разжимать пальцы.
«Снежок»
Белый снег пушистый Ритмично плавно опускать руки вниз.
В воздухе кружится. Выполнять круговые движения кистями.
И на землю тихо Ритмично плавно опускать руки вниз.
Падает ложится.
А потом, а потом Имитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком. Выполнять движение «пирожки».
Ух! Бросить снежок вперед.
«Овечка»
Вот кудрявая овечка. Играть растопыренными пальцами.
Шерстка белая в колечках. Поочередно соединять все пальцы с большим в «колечки».
Шерстка мягкая, густая - Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка».
Шубка у овцы такая!
«Шарик»
Надувают шарик быстро, Пальцы рук собраны в щепотку, раздвигать их, не отрывая друг от друга.
Он становится большой. Медленно развести руки в стороны.
Вдруг шар лопнул, Хлопок в ладоши.
Воздух вышел, Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой. Снова собрать пальцы в щепотку.
«Пузырь»
Надувайся пузырь, Держась за руки, маленькими шагами отходят назад, расширяя круг.
Надувайся большой,
Раздувайся большой, Все в напряжении держатся за руки, пытаясь сохранить большой круг.
И не лопайся.
Пузырь дулся, дулся и лопнул. Хлопнуть в ладоши (пузырь лопнул, надуть щеки, с шумом выдыхать воздух и сойтись в середину круга.
«Два ежа»
Шли по лесу два ежа, Поочередно шлепать ладонями по коленям.
Шли спокойно, не спеша.
На спине иголки Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак.
Длинные и колкие.
Чуть шуршали листьями Круговые движения ладошкой по ладошке.
И травкой зубки чистили. Потереть указательные пальцы друг о друга.
«Замок»
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.
Кто его открыть бы мог? Пальцы в замке, руки тянутся в раз. стор.
Потянули, Движение от себя, к себе.
Покрутили, Основания ладоней стучат друг о друга.
Постучали Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.
И открыли!
«Пекарь»
Пекарь, пекарь из муки Выполнять движение «печем пирожки»
Испеки нам колобки.
Да сушки – Ванюшке, Соединить большой и указательный палец на каждой руке отдельно.
Да баранке – Танюшке,Соединить большие пальцы и указательные.
Да бублики – Гришке, Слегка раздвинуть руки в стороны.
Да крендель – Маришке. Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны.
«Прилетели гули»
Прилетели гули, Махать руками, как крылышками.
Гули-голубочки.
Сели на головку, Положить руки на голову.
На головку дочке.
Ты, моя дочка, Махать кистями рук, «прогоняя гулю».
Помаши ладошкой.
Кыш –кыш –кыш!
«Бабушка»
Бабушка очки надела
И внучаток разглядела.
Соединить большой и указательный пальцы в «колесико», приложить к глазам «очки». Встряхнуть кисти рук. Сделать упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя.
«Шаловливые пальчики»
Играют – прячутся.
Играют – прячутся.
Подняв ладошки, играть растопыренными пальчиками. Потом пальчики прячутся – сжимать пальчики в кулачок.
«Тики – так»
(высокий) Тики – так, тики – так,
Так ходики стучат. Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать вправо – влево.
(средний) Туки – так, туки – так,
Так колеса стучат. Пальцы раздвинуты, ладони прижать друг к другу – движения пальцами от себя, к себе.
(низкий) Туки – ток, туки – ток,
Так стучит молоток. Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем, Пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку.
Крепко, крепко их потрем,
А потом повыжимаем, Выполнять движение «выжимаем белье».
Мы платочки отжмем.
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, движение кистями вверх – вниз.
Так встряхнем, так встряхнем.
А теперь платки погладим, Движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.
И в шкаф положим. Положить руки на колени.
«Наша бабушка»
Наша бабушка идет Хлопать ладонями поочередно по коленям.
И корзиночку несет. Соединить пальцы обеих рук.
Села тихо в уголочек, Положить руки на колени.
Вяжет деточкам чулочек. Имитировать вязание на спицах.
Вдруг котята прибежали Мягкими движениями рук выполнить движение «кошечка».
И клубочки подобрали.
Где же, где ж мои клубочки, Развести руки в стороны.
Как же мне вязать чулочки? Движение «вязание на спицах».
«Кот Мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит, Легкими, свободными кистями рук выполнить движение «кошечка».
Он все за мышкой бродит.
Мышка, мышка берегись, Погрозить пальчиком левой, а потом правой руки.
Смотри, коту не попадись.
«А-а-а-ам!» Сделать резкое движение пальцами обеих рук и сжать пальцы в кулаки.
«Семья»
Этот пальчик – бабушка, Дотронуться до большого пальца.
Этот пальчик – дедушка, … до указательного пальца.
Этот пальчик – мамочка, …до среднего пальца.
Этот пальчик – папочка, …до безымянного пальца.
Этот пальчик – я . до мизинца.
А это вся моя семья! Выполнить «фонарики».
«Овечки»
На лугу стоят овечки, Указательные пальчики приложить к голове в области виска (ушки) и покачать головой.
Шерсть закручена в колечки Поочередно соединять пальцы с большим.
А играет для овечек Имитировать игру на дудочке.
На свирели человечек.
«Жук»
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
Пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец выпрямлены, шевелить ими.
Пальчиковая гимнастика. Первая часть
ЕЛЕНА БОЧЕВА Пальчиковая гимнастика. Первая часть
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Она очень эмоциональна, увлекательна, захватывает ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагает наличие ситуации успеха. Гимнастика способствует развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Карточка 1
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.
Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки.
Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу дети разжимают по пальцу, начиная с большого.
Дети прячут руки за спину.
Карточка 2
«Игрушки»
Все, что только захотим,
Из песка мы смастерим.
Миша лепит колобок,
А Танюша – теремок,
Лера лепит разных рыб,
Ну а Настя – белый гриб.
Хлопки в ладоши.
Ладошки сложить «ковшиком», лепить колобок.
Соединить прямые ладони над головой («крыша»).
Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево.
Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью другой рукой («шляпка грибка»).
Карточка 3
«Пальчики уснули»
Пальчики уснули, в кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять – захотели поиграть.
Разбудили дом соседей, там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять, десять – веселятся все.
Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один – снова в домике мы спим.
Карточка 4
«Пальчик в лес пошел»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А вот этот пальчик все съел, оттого и потолстел.
Вышли пальчики гулять, а вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом, а четвертые – пешком.
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.
Карточка 5
«Деревья»
В поле дерево стоит.
Ветер ветки шевелит.
Весной набухли почки,
Раскрылись все листочки.
Чтоб деревья подрастали,
Чтоб они не засыхали,
Корни дереву нужны.
Почему они важны?
Дети поднимают руки над головой.
Покачивают руками.
Сжимают пальцы в кулаки.
Разжимают кулаки, шевелят пальцами.
Опускают руки, разводят пальцы в стороны.
Ответы детей.
Карточка 6
«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишие.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Карточка 7
«Дружные пальчики»
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимают в кулак (большой палец должен быть сверху).
Карточка 8
«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Первый палец – самый сильный,
Самый толстый и большой.
Второй пальчик – для того,
Чтоб показывать его.
Третий палец – самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Карточка 9
«Гимнастика для рук»
Много ли надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.
Карточка 10
«Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли.
А маленькие рукавички
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках –да-да-да!-
Не замерзнем никогда!
- А у нас есть валенки, -
Отвечали заиньки. –
Что нам вьюга да метель?.
Хочешь, Мишенька, примерь.
Поочередно потереть большим
пальцем подушечки остальных пальцев.
Поочередно массировать пальцы левой руки, начиная с большого (при повторении массаж пальце правой руки).
Потереть ладони друг о друга.
Карточка 11
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
«Шагать» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
Карточка 12
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули…
Покрутили…
Постучали…
И открыли!
Соединить пальцы рук в замок.
Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в стороны.
Волнообразные движения кистями рук.
Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку.
Пальцы разъединили.
Карточка 13
«Паучок»
На изогнутый сучок сломанной осинки
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам в сторонку
И молчок.
Левая рука вытянута, ладонь вниз.
Пальцами правой руки от плеча левой руки выполняют вниз перебирающие движения.
Указательным пальцем левой руки чертят крестик на тыльной стороне правой руки.
Левая ладонь округлена: изображает гамачок. Пальцы правой руки собраны вместе. Опустить их в «гамачок».
Руки за спину.
Указательный палец правой руки подносят к губам.
Карточка 14
«Повстречались»
Повстречались два котика.
Мяу-мяу!
Повстречались два щенка.
Гав-гав!
Встретились два жеребенка.
Иго-го!
Повстречались два поросенка.
Хрю-хрю!
Вот столкнулись два бычка.
Му-у!
Смотрите, какие рога!
Соединить мизинцы обеих рук.
Соединить безымянные пальцы рук.
Соединить средние пальцы.
Соединить указательные пальцы.
Соединить большие пальцы.
Двумя пальцами сделать «козу».
Карточка 15
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Загибать пальчики, начиная с большого, на каждое название мебели.
Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
Карточка 16
«Сколько в доме этажей?»
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трехэтажный.
Этот дом – самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Карточка 17
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал!
Пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки.
Поднимать зажатые кулачки вверх.
Карточка 18
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Потирать ладошки друг о друга («мыть посуду»).
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
Карточка 19
«Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Показать большой палец.
Поочередно соединять большой палец с остальными.
Карточка 20
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами.
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показать поочередно пальцы, начиная с больших, сначала на одной, затем на другой руке.
Карточка 21
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши,
Все красивы, хороши!
Большим пальцем поочередно касаться остальных, начина с мизинца.
Показать все пальчики, «играя» ими.
Карточка 22
«Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится –
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков!
Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Показать большой палец, вращая его.
Соединить большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.
Карточка 23
«Здравствуй!»
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый,
Смешной поросенок!
Разгибать пальцы, начиная с мизинца, шевелить каждым пальцем, приветствуя животных.
Карточка 24
«Перелетные птицы»
Тили – тели, тили – тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами сделать «клюв» - «птицы поют».
Карточка 25
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Машина, вертолет,
Трамвай, автобус, самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимать и разжимать пальчики.
Поочередно разжимать пальчики, начина с мизинца.
Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Карточка 26
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
Сжимать и разжимать пальцы.
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Вращать мизинцем.
Спрятать руки за спину.
Карточка 27
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит.
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом!
«Дом» из соединенных пальчиков.
«Ворота» из сложенных ладошек.
Ладони развернуть друг к другу
«Дом» из соединенных пальчиков.
Собрать из пальчиков «стол», затем «стул», обеими руками сделать «бочонки», затем ладонями сделать «дом».
Карточка 28
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
От засолки, не от скуки,
Ох, устали наши руки!
Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх.
Пальцы рук сжаты в кулаки. Движение кулаков к себе и от себя.
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.
Интенсивное сжимание пальцев обеих рук в кулаки.
Встряхивания кистями и пальцами рук.
Карточка 29
«Дом»
На опушке дом стоит.
На дверях замок висит.
За дверями стоит стол.
Вокруг дома – частокол.
- Тук-тук-тук! Дверь открой!
- Заходите, я не злой!
Славный я, хороший,
Погладь меня немножко!
Сложить ладони «домиком» над головой.
Сомкнуть ладони «в замок».
Накрыть правой ладонью кулачок левой руки.
Руки перед собой, пальцы расставить.
Постучать кулачком по ладони.
Руки в стороны, ладони вверх.
Погладить рядом стоящего друга.
Карточка 30
«Семья могучая»
В одном лесу дремучем
Жила семья могучая.
У них был дом огромный
И крыша с трубой темной.
Из трубы – в колечки дым:
Плим, плим, плим!
Покачать руками над головой – «деревья».
Сложить ладони «в замок».
Соединить пальцы – «крыша».
Поднять средние пальцы – «труба».
«Колечки» из пальцев.
Пощелкать пальцами.
Карточка 31
«Мои пальчики расскажут»
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке,
Все делать могут, всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.
Круговые движения рук.
Поочередное потирание пальчиков.
Имитирующие движения.
Поднять пальцы вверх.
Карточка 32
«Овощи»
У Лариски – две редиски.
У Алешки – две картошки.
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
По очереди, на каждую строчку растирать попеременно каждый пальчик.
Карточка 33
«Игра с пальчиками»
- Мой мизинчик, где ты был?
- С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфеткой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать.
Правый же большой плясал
И на танец приглашал.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы опять!
Загибание пальцев согласно тексту, начиная с мизинца левой руки.
Карточка 34
«Лакомка»
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.
Тайком пробралась в кухню кошка
Отведать молоко немножко.
Наклонилась, пьет вершок,
Сунув голову в горшок.
А потом – ой-ой-ой! Ай-яй-яй! –
Не вынуть голову.
Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор.
Бумс! Бац! Тук, тук, ток!
Раскололся тот горшок.
Побежала кошка в дом
Опять за вкусным молоком.
Опса, гопса, гопса-са,
Вот такие чудеса.
Левую руку сжать в кулак, положить на стол (вертикально, слегка приоткрыв сверху. Указательный и средний пальцы правой руки изображают кошку. «Кошка» подкрадывается к горшку. Со словами «Сунув голову в горшок» указательный и средний пальцы правой руки вводятся в кулак руки. На слова «Ой-ой-ой! Ай-яй-яй! Не вынуть голову» кулак левой руки, сжимая пальцы правой, поднимается вверх. На слова «Бумс! Бац…» руки разводятся в стороны.
Карточка 35
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые – пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжать в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
Ритмичные движения по столу указательными пальцами.
Движения средних пальцев в быстром темпе.
Медленные движения безымянных пальцев по поверхности стола.
Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.
Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
Карточка 36
«Щи»
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись – ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз!
Два!
Три!
Огонь зажжен,
Кочерыжка,
Выйди вон!
Вертикальные движения руками, словно отряхиваем их от земли.
Загибаем три пальца на левой руке.
Загибаем еще два пальца.
Загибаем пальцы на правой руке.
Загибаем еще один палец на правой руке.
Загибаем еще один палец.
Раздвигаем руки в стороны.
Выставляем большие пальцы рук, потом указательные – другие в кулаке.
Хлопаем.
Руки на поясе.
Правая рука показывает на дверь.
Карточка 37
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика?
По лужицам скакать!
Что делать после дождика?
Кораблики пускать!
Что делать после дождика?
На радуге качаться.
Что делать после дождика?
Да просто улыбаться!
Соединяем по очереди все пальцы с большими.
Щепоть одной руки приставляем в центр ладони другой.
Соединяем все пальцы рук по очереди с большими.
Рисуем обеими руками восьмерку.
Соединяем все пальцы с большими.
Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу. Качаемся из стороны в сторону. Соединяем все пальцы с большими. Улыбаемся!
Карточка 38
«Утята»
Раз – два, шли утята.
Три – четыре, за водой.
А за ними плелся пятый.
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался,
Громко – громко запищал:
- Пи –пи-пи – не пищи!
Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать все пальцы правой руки (затем левой) начиная с большого.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Карточка 39
«Мы учимся письму»
Мы учимся письму.
Для чего и почему?
Из крючков, из крючков,
Из кружков, из кружков
Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем.
Руками указывают на тетрадь.
Пальцами делают крючки.
Пальцами делают кружки.
Имитируют написание букв.
Руки на поясе, наклон головы в стороны.
Двигать пальцами, сгибая и разгибая их, затем кисти без движения повисают.
Встряхивают кисти рук.
Сгибают и разгибают пальцы рук.
Карточка 40
«Жил да был один налим»
Жил да был один налим.
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.
Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь.
Взмахи ладонями.
Сжимать и разжимать кулачки.
Загибая пальчики, начиная с большого.
Карточка 41
«Дятел»
Если в лесу захворала сосна,
Если болезнь у сосны неясна,
Доктор к сосне прилетит на заре,
Сядет на сук, постучит по коре.
В красном берете и в белом халате
Лечит деревья заботливый дятел.
Вращение кулачками.
Приседания.
Сгибание и разгибание пальчиков.
Карточка 42
«Веселые слоги»
Ла – ла – ла – Мила пол мела.
Лу – лу- лу – Слава взял пилу.
Ул – ул – ул – Михаил уснул.
Ща – ща – ща – наварили мы борща.
Щи – щи – щи – щиплем щавель мы на щи.
Дети хлопают 3 раза в ладоши, показывают, как подметают пол.
Хлопают 3 раза, делают скользящие движения ладонями друг о друга.
Хлопают 3 раза, кладут руки под щеку.
Хлопают 3 раза, водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Хлопают 3 раза, сжимают и разжимают пальцы.
Карточка 43
«В гости к пальчику»
В гости пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя!
Дети выставляют вверх большие пальцы и соединяют их между собой.
Поочередно выставляют называемые пальцы и соединяют их между собой.
Стучат мизинцами друг о друга.
Пальцы переплетают и крепко сжимают.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы.
Карточка 44
«Девочки и мальчики»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай опять считать!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать!
Дети соединяют пальцы обеих рук «в замок».
Прижимают ладони друг к другу.
Подушечками пальцев постукивают друг о друга.
Опускают руки вниз, встряхивают кистями.
Карточка 45
«Пироги пшеничные»
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже!
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы.
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся!
Шведская детская песенка
Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).
Поднимают плечи вверх, разводят руки в стороны.
Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.
«Зовут» руками: вытягивают их вперед, слегка наклонившись.
Массируют пальцами бедра, быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).
Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая пирожок.
Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их боковой частью друг к другу.
Быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки (изображают огонь).
Ставят руки «полочкой» перед грудью.
«Крошат крошки», стучат указательными пальцами по коленям («воробьи клюют зернышки»).
Карточка 46
«Машина»
Би – би –би – гудит машина,
Тук – тук – тук – мотор стучит.
- Едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу,
Шу – шу – шу, - они шуршат.
Быстро крутятся колеса,
Та – та – та – вперед спешат.
Дети ритмично постукивают кулаком одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают руками.
Ритмично топают ногами.
Потирают ладони.
Делают ритмичную «вертушку» руками.
Карточка 47
«Художница Осень»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья –
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно,
Листьев нет – лишь ветки видно!
Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями вверх-вниз.
Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.
Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.
Карточка 48
«Осень к нам пришла» (чистоговорка)
Ла – ла – ла – осень к нам пришла.
Ул –ул – ул – ветерок подул.
Ила – ила – ила – листва в воздухе кружила.
Али –али –али – все мы осень ждали.
Дети хлопают в ладоши.
Ритмично вытягивают руки вперед, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.
Вращают кистями поднятых вверх рук.
Делают скользящие хлопки («тарелочки»).
Карточка 49
«Красная рябина» (чистоговорка)
Ина – ина – ина – вот красная рябина.
Ину – ину – ину – я сорву рябину.
Не – не – не – подойди ко мне!
На –на – на – рябина вкусна.
Дети сжимают и разжимают пальцы, согнув руки перед грудью.
Сжимают и разжимают пальцы, подняв руки.
«Манят» руками к себе.
Протягивают ладони вперед.
Карточка 50
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших.
Ритмично сжимают и разжимают кулаки.
Вновь загибают пальцы, начиная с больших.
Приседают, «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
«Помиримся»
Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
«Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно!
(Дети сжимают левую руку в кулак.)
Видно, им прохладно стало,
(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
Их укроем одеялом.
(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
«Маланья»
У Маланьи, у старушки
(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
«Белка»
Сидит белка на тележке,
(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки,
(Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке,
(Разогнуть большой палец.)
Воробью,
(Разогнуть указательный палец.)
Синичке,
(Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому,
(Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому.
(Разогнуть мизинец.)
Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
«Магазин»
Мы пришли в магазин.
(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
Мы купили торт — один,
(Показывают 1 палец.)
Плюшек — две,
(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
Ватрушек — три,
(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
А киви купили — сразу четыре!
(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
«Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)