Дверные замки старые


Почему отдают предпочтение старым дверным замкам, выбирая объект коллекционирования?

Издавна люди защищали дом и имущество от преступных посягательств. Первоначально это были примитивные запоры. На смену им пришли сложные механизмы. Красивые изделия становились настоящим украшением интерьера. Наличие собственности и сегодня заставляет каждого человека задуматься о его сохранности. Благо сделать это можно по-разному. Предлагаемые производителями замки имеют различное оформление, исполнение и принцип работы. Но ценятся изделия, изготовленные много-много лет назад. Возможностью приобрести уникальную модель пользуются все коллекционеры.

Старинное изделие

Еще в Древнем Египте и Китае появились примитивные конструкции. Они не имели замочных скважин и использовались как средство блокировки системы. Назвать их проблемой для злоумышленника было сложно, а потому древние греки задумались о необходимости разработки сложных приспособлений, способных предотвратить открытие створки.

Один из вариантов

Старинный навесной механизм, изготавливаемый в Греции, предполагал наличие специальных узлов, предотвращающих открывание створок. Узлы получались сложными, а потому развязать их мог исключительно хозяин дома. Их размещали в таких местах, чтобы злоумышленники не перерезали хитрый узел. В то же время злоумышленники часто изыскивали пути, чтобы подобраться и перерезать узел. В таком случае открыть створку и проникнуть внутрь дома просто.

Древние римляне предложили более совершенные изделия, используемые для сохранности ценностей во время путешествий. В отличие от греческих моделей римские изготавливались из металла и имели уникальный секретный механизм, состоящий из пружин и штифтов.

Устройство из Древнего Рима

Такое изделие позволяло надежно запереть богатство внутри специального ящика или короба. Со временем Древний Рим испытал проблемы, а потому замочное дело постепенно пришло в упадок. Потребовалось много времени, чтобы римляне начали вновь разрабатывать хитроумные приспособления.

Древнеримская модель

Замки, предложенные франками, также были навесными. По своему конструктивному исполнению они уступали римским. Мастера замочники отказались от использования пружин, но зато они больше времени уделили декорированию изготавливаемых механизмов. Если первые изделия выглядели просто, то со временем искусство мастеров стало расти. До наших дней дошли изделия с изысканной отделкой, способные стать главным экспонатом в любом музее.

Дело франков продолжили мастера эпохи Возрождения. Любой изготовленный в это время старинный механизм становился настоящим произведением искусства. При этом внимание уделялось внешнему оформлению, а также внутреннему содержанию. Мастера предусматривали возможность открывания сразу несколькими ключами, придумывали секреты, заставлявшие злоумышленника лишний раз задуматься о целесообразности открытия запора. Специальные узлы могли покалечить каждого, кто прикасался к запирающему устройству. Изысканные вензеля и красивейшие узоры использовались для декора скважины и ловушки.

Вариант украшения

Для украшения самых дорогостоящих моделей использовались драгоценные металлы. В итоге стоимость запорных устройств значительно возрастала, становясь сопоставимой со стоимостью того, что пытались защитить от возможного похищения. Иногда, даже сложно было понять, что требует большей защиты: содержимое или средство охраны.

Мастера эпохи Возрождения предложили ряд решений, которые до них никем не использовались:

  • Несколько замочных скважин у одного изделия, защищаемых таким же количеством секретов;
  • Вертикальное расположение замочных скважин;
  • Нанесение сложных узоров и орнаментов на корпус запорного устройства;
  • Специальные механические ловушки, срабатывающие в тот момент, когда пальцы злоумышленника окажутся в зоне его действия.
Кодовый механизм

На территории России замочное дело развивается с 10 века. В то время как на территории Европы популярностью пользовались накладные и врезные замки, в лавках русских ремесленников можно было найти навесные модели. Такие изделия отличались прочностью, а потому пользовались спросом у европейских и азиатских покупателей. Изначально их использовались для защиты имущества во время путешествий, однако со временем их стали использовать для защиты амбаров с мукой. Хотя отправляясь торговать, русские купцы всегда брали с собой несколько устройств, чтобы защитить товар в пути.

Продукция, изготавливаемая русскими кустарями в 16 веке, не могла похвастаться красивым внешним видом. Изделия были массивными. При этом любое устройство можно было вскрыть. Однако это не снижало их популярность за пределами России и на территории страны.

Амбарный механизм

В 19 веке свою продукцию стали предлагать замочные мастера, чья фамилия хорошо известна за пределами страны. Они изготавливали «чемоданные» замки, которые использовались, как средство защиты ручной клади. Невысокая стоимость изделий сделала их популярными у городских жителей и селян. Сегодня многие современные коллекционеры платят большие суммы, чтобы стать обладателем именно такого изделия.

Запорные механизмы собирали многие люди. Так, Екатерину II Великую многие называют именитым коллекционером, собравшим большое количество запорных механизмов. О ее коллекции знали многие. Царица любила запирающие устройства, а потому у нее были большие изделия и совсем крохотные замочки. В то время, наверно, не было более богатой коллекции. Позже коллекционированию механизмов никто не уделял такого же внимания.

Одна из коллекций

В настоящее время такое хобби объединяет большое количество людей по всему миру. Если для одного ржавый дверной замок, выпущенный много лет назад, покажется хламом, от которого нужно срочно избавиться, то для другого он станет настоящей находкой, способной стать украшением коллекции. Особенно если он имеет причудливую форму или уникальное украшение.

Решив стать коллекционером, уточните, какие дверные механизмы выпускались серийно. Их стоимость сравнительно невысока, также как и спрос. В тоже время наличие дефектов или других особенностей способно значительно повысить стоимость и спрос на конкретную партию.

Стать обладателем такого экспоната сложно. Если старинный механизм появится в продаже и его удастся приобрести, коллекция сразу перейдет в разряд уникальных, а ее стоимость резко возрастет.

К числу уникальных старых механизмов можно отнести:

  • Навесной кодовый механизм, выпущенный в позапрошлом веке. У него не было замочной скважины. Открывание и закрывание осуществлялось путем набора специального кода, состоящего из четырех букв;
  • Изделие в форме фигурки животного. Такие механизмы изготавливались его во времена Римской империи. Уникальное оформление и нестандартная форма привлекают внимание многих коллекционеров;
  • Старинный механизм с ввинчивающимся ключом. Навесная модель, оснащенная секретным механизмом, выпускалась в начале прошлого века. В то время это был лучший вариант запорного механизма.

Таким образом, старинный запорный механизм считается уникальным изделием. Издавна различные народы предлагали разнообразные модели для защиты дома. Изначально это были простые модели, которые затем заменялись более сложными механизмами. Секреты и красивые узоры сделали их сначала популярными у покупателей, а затем у коллекционеров.

Старинные и старые навесные замки — обзор

История старинных навесных замков очень древняя, без преувеличения можно сказать, что как только у человека появилась собственность, он стал придумывать способы ее защиты. И, как ни странно, археологические данные говорят о том, что от примитивных запоров человек довольно быстро перешел к использованию замков. Большинство древних цивилизаций характеризуются использованием навесных замков.

Особенно следует отметить, что на Руси навесные замки используют с X века, русские ремесленники-кустари славились производством запирающих устройств, которые использовала вся Европа. Теперь за этими замками «гоняется» множество коллекционеров, в страстном стремлении пополнить свою коллекцию какой-нибудь замочной редкостью, об этом и многом другом мы поговорим в рамках этой статьи.

Какими были первые навесные замки?

Первые замки примитивной конструкции были известны египтянам, жителям древнего Китая и Вавилона. Эти замки представляли собой приспособления для блокировки запоров и даже не имели замочных скважин. Первые навесные замки использовались древними греками, их механизм блокировался специальными узлами, развязать которые мог лишь хозяин. Располагались они так, чтобы сложно было подлезть к ним ножом, но все равно злоумышленники очень часто перерезали узлы и забирали имущество у ничего не подозревающего хозяина.

В древнем Риме использовались уже довольно совершенные навесные дорожные замки, которые изготавливались из металла и имели механизм секретности с пружинами и штифтами. Богатые Патриции запирали такими замками свое добро во время транспортировки. С падением Римской империи развитие замочного дела в Европе практически прекратилось, возобновившись много позже.

В империи франков использовались навесные замки по типу римских дорожных, но со значительно упрощенными конструкциями без использования пружин. В этот период мастера замочники начали украшать свои изделия, позже эти навыки были значительно усовершенствованы, до наших дней дошли образцы замков изысканной работы, но с простейшими механизмами.

В эпоху Возрождения навесные замки представляли собой настоящее произведение искусства как снаружи, так и внутри. Сложнейшие механизмы, открывающиеся сразу несколькими ключами, имели, в том числе и неприятные для злоумышленника секреты, которые могли изувечить при попытке прикоснуться к запирающему устройству. Сверху такие замки покрывались изысканными вензелями и другими узорами, искусно скрывающими замочные скважины и механические ловушки.

Некоторые изделия даже украшались драгоценными металлами, что увеличивало их стоимость настолько, что впору было охранять от воров сам замок, а не только сундук, который он запирал. В эпоху Возрождения в навесных замках были применены следующие новшества:

  • несколько замочных скважин с таким же количеством секретов;
  • замочные скважины располагающиеся вертикально;
  • чрезвычайно сложные орнаменты на корпусе замка;
  • механические ловушки, протыкающие и сдавливающие пальцы злоумышленника.

Старинные русские навесные замки

Как уже отмечалось ранее, на Руси замочное дело развивается примерно с Х века. Однако когда в Европе уже появились врезные и накладные замки, русские ремесленники предпочитали делать навесные запирающие устройства. Русские навесные замки были очень распространены, их использовала почти вся Европа и многие Азиатские страны. Навешивать на амбары с мукой такие замки стали много позже, первоначально они, как и римские дорожные, предназначались для защиты имущества в пути. Купцы, снаряжая торговые караваны, обязательно брали с собой в дорогу несколько таких механических устройств.

В целом довольно грубые изделия русских кустарей 16-17 веков хоть и имели массивный устрашающий вид, большой проблемы для взломщиков не создавали. Тем не менее, эти изделия пользовались популярностью во многих странах Европы, и многие мастера замочного дела тех лет работали, так сказать, на экспорт. В 19 веке знаменитейшие замочные мастера, такие как Шлейковы, Варыпаевы, Дьяковы изготавливают имеющие большую популярность в тот период, «чемоданные» замки, предназначавшиеся для защиты ручной клади. Эти навесные замки, тем не менее, нашли широкое применение, как в городском, так и в деревенском быту, чему способствовала их невысокая цена. Именно эти навесные замки составляют «львиную часть добычи» коллекционеров-замочников по всей России и странам СНГ.

Самым именитым коллекционером замков не только в России, но и в мире по праву считается Екатерина II Великая. Питая слабость к различным запирающим устройствам, она собрала великолепную коллекцию замков и маленьких замочков. Ее коллекция на тот период была, пожалуй, самой богатой, но, к сожалению, полностью до наших дней она не сохранилась. В 18 веке и позже коллекционирование навесных и других замков было экзотикой и встречалось редко. Зато в настоящее время это занятное увлечение объединяет тысячи людей по всему миру.

Как и в любой коллекции, особую ценность представляют редкие и причудливые экспонаты. Замки, производимые серийно, интересуют коллекционеров в меньшей степени. Хотя опять-таки, если, например, какая-либо партия запирающих устройств была выпущена с дефектами, то они также могут считаться редкостью и стоить очень дорого. Приведем примеры некоторых ценных экспонатов, которые мечтают заполучить заядлые коллекционеры-замочники.

  1. Русский навесной кодовый замок 19 века. Такой замок применяли для охраны вещей в дороге. Он не имел замочной скважины, а отпереть его можно было, только набрав код из четырех букв.
  2. Навесные замки в виде фигурок животных. Эти запирающие устройства производили ремесленники еще со времен римской империи. Они отличаются экзотическим внешним видом и изящной работой.
  3. Висячий замок с ввинчивающимся ключом. В начале 20 века это был лучший в своем роде навесной замок с уникальным секретным механизмом.

Подводя итог, отметим, что старинных навесных замков существует очень много ввиду того, что подобное запирающее устройство известно во многих странах мира с древних времен. Каждая культура привнесла свои особенности в замки этой конструкции. Одни народы внесли большой вклад в разработку новых секретных механизмов, обеспечивающих надежность устройства, а другие в большей степени работали над их внешним видом. В любом случае за пару тысячелетий ремесленники обеспечили отличное хобби для современных коллекционеров замков, за что они очень им благодарны.

Фото старинных замков

Музей замков. Калужская область город Таруса

Алексей Алесковский

В картинной галерее Тарусы, небольшого древнего города Калужской области в 30 км от Серпухова, уже четвертый год выставляются старинные русские замки из частной коллекции Дмитрия Жданова. Он коллекционирует ключи и замки уже лет десять – началась коллекция с ключей с солярными знаками и оберегами, но постепенно стал собирать и сами замки. К настоящему времени в коллекции уже более трех тысяч предметов, возраст замков от двухсот до тысячи лет. Среди них замки с секретом, музыкальные и даже стреляющие. Самый сложный замок – работы мастера Федора Коряйкина из Павлово, в нем 12 шестеренок, этот замок был удостоен серебряной медали на промышленной выставке 1896 года в Киеве.

Прежде чем перейти к описанию коллекции, кратко опишу историю и конструкцию замков прошлого.

В древности замков не было совсем, уходя, владелец избы подпирал дверь палкой или закрывал на поворотную задвижку, сейчас применяемую в сельских туалетах, и, учитывая отсутствие воров, этого было достаточно.

Более прочным был засов, от которого и пошли первые замки. На двери делались деревянные или металлические проушины, и еще одна проушина на косяке двери, в них вставлялся брус, который можно было двигать горизонтально, запирая дверь. Чтобы этот засов можно было закрыть или открыть снаружи, в нем снизу делались выемки, а ниже в двери проделывалось отверстие. При помощи Г-образного «ключа» засов можно было задвинуть или отодвинуть. Вот только от вора этот засов защищал мало: достаточно было подобрать длину отпирающего плеча рычага – и дверь открывалась, причем длина эта становилась понятна на основе только внешнего осмотра двери.

В Древнем Египте этот засов усовершенствовали. Дверь стали делать на торце дома, а отверстие для засова вывели наружу. Сам засов имел продольное отверстие. Выше засова находился «элемент секретности» – прочный брус, в котором были проделаны клиновидные вертикальные отверстия, напротив которых были отверстия и в верхней поверхности засова. В отверстиях лежали металлические или деревянные клинья, которые под своим весом опускались вниз и скрепляли засов с брусом. Ключом служила деревянная рейка или металлическая полоса с выступающими вверх штифтами. Для отпирания ее надо было просунуть в отверстие засова и нажать вверх, выталкивая клинья из засова, после чего его можно было сдвинуть и отпереть дверь. Эта конструкция могла быть цельнодеревянной, изготовлялась столярами, но в ней прочность запирания зависела от размеров засова и ключа, который мог иметь длину до полутора метров. Носить такой брус повседневно было очень неудобно.

Конструкция древнеримских замков до нас не дошла, слишком много их частей было сделано из дерева, рога и других недолговечных материалов. Сохранились лишь ключи в виде перстней с множеством мелких выступов и крючков, которые, судя по историческим описаниям, нужно было приложить к механизму замка, нажать и повернуть. По мнению Дмитрия, такой ключ – перстень на пальце заодно был и символом статуса владельца, показывая, что это не просто свободный человек, но и домовладелец.

 

 

Первые замки с ключом современного вида произошли от засова с Г-образным ключом. Для повышения их секретности мастера стали делать бородку ключа короче и мощнее, а чтобы к замку подходил только один ключ, в бородке стали делать фигурные прорези, а в замке – дуги и полуцилиндрические детали с выступами – так называемые барьеры, или «секретный барабан» – между которыми мог пройти и сдвинуть засов только ключ с определенной формой выемок в бородке. Большинство русских замков XVI–XVIII веков имеют именно такую конструкцию.

Находки замков присутствуют почти во всех поселениях древности, начиная с X века замки или ключи попадаются в раскопах каждого дома.

Артельное, серийное производство замков сосредоточилось с XVIII века в городе Павлово Нижегородской губернии, владельцем которого с 1743 года стал граф Петр Борисович Шереметев. Он построил завод, просуществовавший более полувека. Замочное производство в Павлово продолжается и сейчас, частично вытесненное ножевым.

Город Павлово на Оке был основан в 1566 году указом Ивана Грозного как острог – военный гарнизон для охраны купеческих караванов от татар. Потребность в починке оружия привела к появлению кузниц, а наличие сбыта кузнечных поделок проезжающим купцам еще больше развило ремесла в городе, и по мере падения военного значения Павлово превращалось в ремесленный центр по металлоизделиям. На большинстве замков есть выбитые надписи – имя мастера, номер или, скорее, размер замка, что более типично для артельных мастерских, иногда изображались награды промышленных выставок.

Качество русских замков было достаточно высоким, чему есть несколько свидетельств. В каталоге 1870-х годов павловские замки дороже импортных. В XVII веке в Германии под влиянием цеховых объединений был принят закон, запрещающий ввоз и продажу замков русского изготовления, чтобы защитить свое производство.

Старинные русские замки из коллекции Дмитрия Жданова подразделяются на несколько типов.

«Врубными» назывались те замки, которые сейчас принято называть врезными. «Приворотные» замки привинчивались к внутренней стороне двери, сейчас их именуют накладными. «Вислыми» раньше называли навесные замки. Среди них были подтип «сничных» – в этом замке ключ сложной формы только вставлялся в скважину, и отпирание происходило нажатием, без поворота. Дисковые замки имели полукруглую скважину и набор дисков, из чего следует, что «шведский» замок, выпускаемый фирмой «Аблоу», происходит от павловского замка XVIII века. «Колокольчик» и «Ладья» обозначали не только внешний вид замка, но и использование профильной скважины, отпирание поворотом. Кодовые замки имели несколько ручек с буквами и цифрами, как и сейчас. Павловский же мастер Тюрин придумал винтовой навесной замок. Ключ его имел внутреннюю и наружную резьбу, для открывания замка ключ надо было ввинтить в замок. Элементом секретности служили направление, шаг и профиль резьбы ключа и замка.

Крупные замки, предназначенные для городских и дворовых ворот, амбаров, назывались «секирными» из-за того, что имели снаружи на двери накладку в виде лезвия секиры. Эта накладка имела как сакральную функцию – на замок как бы переходила часть защитных свойств секиры, – так и чисто утилитарную – не позволяла ворам при помощи инструмента по дереву прорезать в двери дыру к засову и сдвинуть его без ключа.

Попадаются и замки более редких конструкций, например, замок с двумя дугообразными ригелями разжимного типа, которые при помощи пружины заходят в проушину на косяке двери, а поворотом ключа пружина разжимается, и ригели разводятся в стороны, отпирая дверь. Эта конструкция более сложна и в изготовлении – требуется сделать пружины нужной силы, не садящиеся со временем и не ломкие на морозе, что непросто, поэтому замки этой конструкции не получили большого распространения.

Внутри многих врубных замков попадается большая спиральная пружина, закрепленная только наружным своим концом, внутренний же висит в воздухе. Это первая в мире сигнализация – при повороте ключ задевал первый виток спирали, и из замка раздавался низкий, хорошо слышимый звук. Замок звучал и в случае, если воры пытались подобрать ключ к воротам и задевали пружину.

У некоторых замков лицевая пластина с замочной скважиной могла вращаться на замаскированной оси, причем при нижнем положении скважины ключ ни с чем не взаимодействовал – чтобы отпереть замок, нужно было нажать замаскированную защелку, повернуть лицевую пластину, совместить внешнюю скважину с внутренней, и только после того замок можно было отпереть.

Есть в коллекции конские путы с замком и ключом. Они использовались купцами в городе, ими стреноживали лошадь, чтобы ее не украли.

В древности всякий предмет имел не только утилитарное, но и сакральное значение. В ключах часто помещался сквозной кованый орнамент в виде шестилучевого«громового знака», восьмилучевых солярных символов, ромбиков и кружочков, символизировавших вспаханное поле и его плодородие, распускающейся трехлепестковой почки – «крин», изображений коня, птицы, даже барана, который попадается в замках и ключах у Волжских Булгар.

Замок и ключ использовались в похоронном обряде древних славян – на покойника клали замок, запирали его, после чего покойника сжигали, а ключ выбрасывали в реку, тем самым «запирая» покойника на «том свете», дабы не являлся в виде призрака живым людям. Закапывая клад, на него также часто клали маленький замок, запирали и уносили ключ собой, рассчитывая вернуться потом за кладом. Не все возвращались, и во многих находках кладов времен монголо-татарского нашествия сверху лежит маленький замок или ключ-оберег. Маленькие нефункциональные ключи-обереги часто присутствуют и на женских украшениях, в Марий-Эл – даже до настоящего времени.

Есть в коллекции и стреляющий ключ-поджига. В нем имеется боковое запальное отверстие, через которое при помощи фитиля купец мог поджечь заранее забитый в ключ пороховой заряд и выстрелить. Самозащитное применение этого ключа под вопросом, мало кто при виде разбойников будет запаливать фитиль, доставать ключ, подсыпать порох на полку и выцеливать разбойника ключом, подпаливая заряд тлеющей веревочкой. В те времена одно- или двуствольный пистолет или ружье были вполне обыденной вещью в обиходе всякого путешествующего. Такой ключ скорее был сделан кузнецом ради интереса или с целью похвастаться своим умением, а не как оружие. Возможно, этот ключ мог быть «оружием последнего шанса» – когда разбойники вели купца к сокровищнице, он мог внезапно приложить свечку к ключу и выстрелить. Убойное действие 7 или 8 мм пули, разгоняемой черным порохом из 2–3 см ствола, находится под вопросом, но при отсутствии антибиотиков даже небольшая рана могла привести к смерти.

К сожалению, не всегда старинный замок оказывается в музее или коллекции, Дмитрию приходилось видеть уникальные конструкции прошлого, которые нынешние хозяева используют в качестве гнета для капусты или подпирают ими двери сарая.

Старый дверной замок

Очередной старый дверной замок советской эпохи с нестандартными габаритами и уже в непривычном исполнении. Давайте попробуем рассмотреть его строение - вдруг в этот раз к нам залетело хоть что-нибудь мало-мальски интересное.

Размеры корпуса и крепёжные места, конечно же, не совпадают ни с одним другим существующем в природе замком.

Механизм замка, как уже было сказано выше – сувальдный. Замочную скважину замок имеет только с одной стороны, то есть закрыться на ключ в этом замке можно только снаружи помещения. При этом, запертому изнутри открыться не удастся, даже если у него будет ключ. Данным свойством обычно обладают замки, которые устанавливаются в сейфах – здесь закрываться изнутри просто некому.

Но данный замок был снят с двери в квартиру...Пользоваться дверью с таким замком было невероятно неудобно!

Заглянем внутрь, сняв крышку:

Легко догадаться, что замок был вынуть из двери обепленный грязью, опилками, чернотой и паутиной. Чтобы не шокировать читателя нечистотами, замок мы предварительно почистили, на что ушло около полутора часов.

Как и подобает замкам того времени, всё выполнено топорно, грубо, массивно и до безобразия просто.

Для того, чтобы закрыться изнутри, в замке присутствует встроенная задвижка.

И обратим внимание на направляющие задвижки, лапки которой просто вырублены из корпуса и загнуты.

Ручка задвижки представляет собой винт. Из фотографии выше видно отверстие с резьбой под неё. А в корпусе замка под эту ручку, соответственно, вырезано окошко. Опять же можем наблюдать качество реза данного окошка и отсутствие последующей обработки, после этой операции.

Для ключа в замочной скважине присутствует направляющая стойка, что так же является одним из признаков сейфовой ориентации замка.

Неплохое количество кодовых элементов в замке – семь качающихся сувальд. Пружины проволочные, и за весь срок службы, заметим, что ни одна не сломана (а замку, навскидку, около 30 лет).

По нашим предположениям, замок уже бывал в руках слесаря-замочника, и над ним выполнялись какие-то работы, поскольку на сувальдах замечены характерная для замочного слесаря нумерация. Возможно, какраз таки переклёпывались пружины сувальд. А может быть и менялась секретность механизма путём переставления местами кодовых элементов.

Интересный момент – ригеля с хвостовиком скрепляются винтовым соединением, с последующей расклёпкой концов винтов. Обычно здесь присутствует сварочное соединение.

Если не брать в расчёт нестандартные габариты замка, никакой уникальности конкретный образец для нас не представляет. Нам он интересен только как ещё одна модель из замочного прошлого, теперь уже - малоизвестная.

Завершая начатое до конца, конкретный образец был восстановлен в рабочее состояние, по механизму нарезали ключ. Почле чего замок отбыл в музей.

История замков

Previous Entry | Next Entry

licualaС появлением частной собственности появилась необходимость оберегать ее от чужих посягательств. Для этого и были придуманы двери и замки. Замки для входных дверей и соответственно ключи к замкам появились у ранних цивилизаций, о чем можно прочитать в древних мифах. Есть упоминания о дверных замках даже в Ветхом Завете. Но древние замки для входных дверей были больших размеров и достаточно примитивной конструкции, а вот принцип их работы использовался при изготовлении первых штифтовых замков. Древние приспособления для запирания входной двери изготавливались из подручного материала, такого как камыш, волокна, дерево или уже позднее из металла.Первый деревянный ключ для дверного замка был найден в гробнице фараона Рамсеса ІІ. Но все же ученые предполагают, что первые деревянные замки для двери появились у нескольких разных народов одновременно. Эти замки крепились к дверному косяку вертикально. Принцип работы таких замков был основан на том, что подвижные штыри под силой собственного веса опускались в отверстия крестовины или засова, чем собственно и запирали входную дверь. Такие замки открывались ключом, на котором были вырезаны выступы или зубцы.В Древнем Китае довольно таки часто использовались висячие дверные металлические замки: железные и медные. Принцип действия такого замка для входной двери был достаточно простым: засов удерживался при помощи выступающей пружины, которая находилась в запирающей позиции. И чтобы открыть такой замок необходимо было отодвинуть или выпрямить пружину ключом с помощью нажатия на него.В те времена замки для входных дверей обязательно украшали рисунками или узорами, а иногда изготавливали замки в виде зверей (лошадей, драконов, собак, слонов или бегемотов). Лучшим подарком считался набор замков для входных дверей, зачастую состоящий из двух штук, с нанесенными на них поздравительными надписями. Ключи к замкам должны были быть прочными, поэтому их изготавливали из пород твердого дерева, костей или металла.Древние римляне пользовались замками для входных дверей с пружинным механизмом, которые можно было закрывать и открывать поворотом ключа. В Риме были придуманы неподвижные выступы в дверном замке, которые не давали возможности чужим ключам открыть замок.Висячими замками торговцы и купцы запирали сундуки с товаром от разбойников, поэтому они были широко популярны. Такие замки изготавливали различных размеров и форм (от геометрических фигур до фигур птиц, зверей и рыб).В период между 850 и 900 годами в Англии были изобретены первые цельнометаллические замки. Эти замки выглядели как металлические засовы с выступами вокруг замочных скважин.Средние века и эпоха Ренессанса значительно отразились на устройстве дверных замков и ключей. Их формы изготавливали все более изысканно. Лучшие мастера, изготавливающие дверные замки, ездили ко всей европейской знати для изготовления замочных систем на двери. Поэтому происхождение того или иного замка нельзя отнести к определенной стране.По истечению двух столетий ремесленники смогли овладеть ремеслом обработки железа и появились новые замки для входных дверей, ворот, а также предметов интерьера, таких как шкафы и сундуки. Замки, которые изготавливались как шедевры искусства, не использовались для запирания входных дверей. Их даже очень часто демонстрировали в открытом виде для того, чтобы можно было разглядеть отделку составных механизмов и метод сборки. Только изготовители самых изысканных замков могли быть признаны мастерами своего дела.Независимо от отделочных работ, надежность и секретность замка для входных дверей зависела от потайных замочных скважин и систем выемок и выступов. Новые механизмы для замыкания двери появились в Европе только в XVII веке. В те времена начали устанавливать колокольчики, которые звенели, если кто-нибудь двигал засов, также были изобретены буквенные и кодовые замки для входной двери.В России первый висячий замок был выкован в начале царствования Николая II. Ключ состоял из округлого кольца с нарезкой для ввинчивания в замочную скважину. Когда скоба запирала механизм, замочную скважину на двери затыкали так, что ее не было видно. Затем нарезную часть ключа ввинчивали в защитный футляр.На протяжении многих веков ключи были символами власти, безопасности и авторитетности. Поэтому боги и святые в древних писаниях являются хранителями ключей от врат моря и земли, от рая небесного и от бездны. Важным событием в древние века и сегодня считается преподнесение замочного ключа от какой-то знаменательной двери.Надежный качественный замок на входной двери Вашего дома – это гарантия Вашей безопасности и сохранности Вашего имущества. Поэтому установка замков в метиллические двери должна быть доверена опытным высококвалифицированным специалистам, которые помогут определиться с выбором замка и правильно его установят в кратчайшие сроки.

Смотрите также